В 2017 году гастарбайтеры и оффшорная аристократия вывели из России 48 млрд. долларов. Предполагается, что в 2018 году переводы в Европу и Среднюю Азию вырастут еще на 6% до 51 млрд. долл. В качестве причины Всемирный банк указывает на улучшение экономической конъюнктуры в России, стабилизацию условий работы и укрепление рубля.
Но почему этим в первую голову пользуются те страны, которые с нами порой в самых недружественных отношениях – и даже закрывают у себя русские школы?
Денежные переводы из России складываются из трех основных и совершенно разнородных элементов.
Прежде всего это переводы гастарбайтеров из Средней Азии, Закавказья, Молдавии и Украины, мелких предпринимателей всех мастей из Польши и приезжающих на заработки белорусов. А также поддержка друзей и родственников в этих странах представителями соответствующих диаспор.
Вторая часть – переводы россиян, зарабатывающих в России, но заметную часть времени живущих или держащих свои семьи в Европе, либо имеющих там недвижимость. Это – так называемая «оффшорная аристократия» и подражающие ей части «верхнего среднего класса».
Третья, наименьшая часть – поддержка родных и знакомых, уехавших в Европу на учебу или в эмиграцию, но не нашедших там источников существования.
Что надо сделать для ограничения оттока из России через названные бреши этой валютной струи – пусть не самой большой в сравнении с оттоком крупных капиталов, но все равно досадной?
Есть расхожее выражение: чем выборы в России отличаются от западных? На Западе все знают наверняка программы кандидатов, но до самого последнего не знают, кто победит. В России все знают победителя, но что он будет делать дальше – страшная тайна.
Вот-вот, после инаугурации Путина 7 мая, все тайное должно стать явным: кто возглавит наше правительство, какие лица в него войдут, чем именно займутся: резким поворотом вправо, влево – или вовсе в никуда…
Но для решения на корню вопроса о пресечении указанной утечки разумно было бы полностью отстранить от власти «оффшорную аристократию» (которая сегодня производит впечатление правящего класса). Вести визовый режим в отношении стран, не входящих в ЕАЭС и не изучающих русский язык в школе. Резко сократить теневую занятость путем освобождения бедных от обложения их доходов и разрешить трудоустройство мигрантов лишь на ту работу, от которой наотрез отказываются граждане России.
Рецепт достаточно простой и очевидный. Но кто его будет – и будет ли – реализовать? Вот в чем весь секрет.