Суд арестовал голландские активы «Газпрома» для выплаты $2,6 млрд «Нафтогазу» по иску Стокгольмского арбитража, сообщается на сайте украинской компании. До этого «Нафтогаз» начал процедуру наложения обеспечительных мер на акции проектных компаний Nord Stream AG и Nord Stream 2 AG. В то же время «Газпром» пытается оспорить решение Стокгольмского арбитража в апелляционном судя, заявляя, что в процесс принятия решения «вмешалось постороннее лицо».
Стокгольмский арбитражный суд удовлетворил ходатайства «Нафтогаза» об аресте долей «Газпрома» в его голландских дочерних компаниях и задолженности этих «дочек», говорится в сообщении украинской компании. Ходатайства были поданы в рамках решения Стокгольмского арбитражного суда, вынесенного в конце февраля. По нему «Газпром» обязан выплатить «Нафтогазу» $2,56 млрд за недопоставку объемов газа по транзиту. В сообщении «Нафтогаза» отмечается, что, несмотря на то что голландский суд удовлетворил эти ходатайства, шесть из семи дочерних компаний «Газпрома» в Нидерландах отказались сотрудничать с судебными исполнителями. При этом украинская компания считает, что это «никак не повлияет на арест». Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев заявил, что будут использованы «все доступные законные средства и инструменты, чтобы добиться выполнения решения «Газпромом».
«Нафтогаз» начал процедуру взыскания с «Газпрома» в конце мая. Швейцарские приставы посетили офисы компаний Nord Stream AG (проектная компания «Северного потока») и Nord Stream 2 AG («Северный поток-2»). Коммерческий директор «Нафтогаза» Юрий Витренко тогда сообщал, что обеспечительные меры наложены на акции Nord Stream и Nord Stream 2, то есть банковские счета компаний, видимо, не затронуты и их операционная деятельность может продолжаться в нормальном режиме.
Пока «Газпром» направил в апелляционный суд округа Свеа заявление о полной отмене решения Стокгольмского арбитража по выплате «Нафтогазу» по транзитному контракту. Компания аргументировала требования тем, что в процесс принятия решения Стокгольмского арбитража, присудившего выплату штрафа, «вмешалось постороннее лицо» — «значительная часть арбитражного решения написана не арбитрами, а иным лицом». В «Газпроме» отмечают, что заключение эксперта-лингвиста об авторстве арбитражного решения по транзиту — это «новое доказательство серьезных нарушений шведского права и арбитражного регламента Торговой палаты города Стокгольма», что дает основания для полной отмены решения.