Сегодня: г.

Русская торпеда, которая дороже танка

Русская торпеда, которая дороже танка

Из Севастополя пришли фотографии погрузки на большую дизель-электрическую подводную лодку Б-261 «Новороссийск» проекта 636.3 «Варшавянка» новейших электрических торпед УЭТ-1. Торпеды стандартного калибра 533 мм были разработаны в КБ завода «Дагдизель» (город Каспийск) в рамках ОКР «Ихтиозавр». Эксперты, изучившие фотографии, идентифицировали УЭТ-1 по уменьшенной длине торпеды и характерной форме головной части.

В феврале этого года «Дагдизель» получил контракт стоимостью 7,2 млрд. рублей на изготовление для ВМФ 73 торпед на период до 2023 года. Новость, пришедшая в начале июля из Севастополя, свидетельствует о том, что завод-производитель работает с опережением графика. С момента подписания контракта прошло всего лишь полгода, но «Дагдизель» изготовил как минимум 18 торпед. Именно такое их количество размещается на лодках проекта 636.3 — 6 заряжены в торпедные аппараты и еще 12 входят в боекомплект.

Похоже, сбылось пророчество подписавшего контракт от Министерства обороны генерал-лейтенанта Анатолия Гуляева, заявившего о том, что после выхода производства на полную мощность, возможен пересмотр контракта с целью увеличения количества закупаемых ВМФ торпед. И это в настоящий момент крайне актуально, поскольку на флоте ощущается значительный дефицит этого вида вооружения, без которого боевые корабли существовать не могут.

Создание этой торпеды происходило в условиях обостренной конкурентной борьбы между ЦНИИ «Гидроприбор» и заводом «Дагдизель». Заказчик — ВМФ — непозволительно долго решали вопрос о том, кому поручить исполнение ОКР «Ихтиозавр». В то время, как уже давно надо было заменить принятую на вооружение в далеком 1980 году электрическую торпеду УЭСТ-80, которая устарела.

Поэтому серьезных денег, необходимых для проведения всего комплекса полноценных конструкторских работ не давали ни «Дагдизелю», ни «Гидроприбору». «Дагдизель» занимался проектом в инициативном порядке, частично используя средства, поучаемые в виде прибыли от своей производственной деятельности. А на заводе в Каспийске делают много чего помимо торпед.

А в это время «Гидроприбор получил частичное финансирование на глубокую модернизацию УЭСТ-80 с целью создания экспортной модификации ТЭ2. Что логично, поскольку УЭСТ-80 была создана именно в «Гидроприборе».

Однако не было учтено одно принципиальное обстоятельство: ЦНИИ к середине нулевых годов изрядно деградировал в кадровом отношении по сравнению с советским периодом.

По мнению экспертов в области военно-морского флота, ТЭ2 стала позором и дискредитаций ВМФ РФ. И по характеристикам, и по конструкторской идеологии, и по конструктивным решениям она соответствует уровню западных торпед 60-х годов. Систему самонаведения (ССН) полностью позаимствовали у американской торпеды начала 60-х годов Mk46 mod.1. Батарею скопировали с торпеды конца 50-х годов Mk44, систему телеуправления (по проводу) — с западных торпед середины 60-х годов.

«Дагдизель» подошел к решению проблемы вполне современно. Чуть раньше была готова экспортная модификация УЭТ-1Э, которая была представлена на Военно-морском салоне в прошлом году. Чтобы получать деньги на собственные нужды вне зависимости от настроений Минобороны. А они зачастую непредсказуемы, о чем, например, свидетельствует резкое сокращение закупок истребителя Су-57 относительно первоначальных намерений и обещаний.

Большая часть характеристик УЭТ-1 засекречена. Но о них мы косвенно можем судить по известным характеристикам экспортного варианта, которые ограничены в сравнении с ТТХ торпеды для ВМФ России.

Дальность хода УЭТ-1Э — 25 км. У УЭСТ-80 — 18 км. Максимальная скорость — 50 узлов против 45 узлов. Существенно выше дальность обнаружения подводных целей — 3,5 км против 1,5 км. Это по акустическому каналу ССН. Надводные корабли обнаруживаются по кильватерному следу — турбулентным процессам в водной среде, возникающим от работы винтов. Кильватерный след фиксируется во временном промежутке до 500 секунд с момента его возникновения.

Представители ВМФ заявляют, что если в скоростных и дальностных показателях новая торпеда «Дагдизеля» совершила определенный шаг вперед по отношению к существующими образцами, то в области системы самонаведения совершен прорыв.

Слагаемые успеха таковы. Дальность удалось повысить за счет увеличения электрической емкости батареи. И улучшения ее эксплуатационных качеств. Торпедные батареи активизируются морской водой. Старые образцы невозможно использовать в Балтийском море, где низкое содержание солей в воде. Также на дальность хода повлияло использование новых материалов металло-полимерных составов, полученных в ходе выполнения ОКР «Ихтиозавр».

Повышению дальности и скорости хода способствовало применение нового безредукторного двигателя совместной разработки «Дагдизеля» и Южно-Российского государственного политехнического университета. Он обладает повышенным кпд. За счет минимизации потерь энергии в нем удалось отказаться от системы охлаждения. Это в свою очередь привело к повышению чувствительности системы самонаведения. Дело в том, что старый двигатель — ДП-31У, — использующийся в предыдущих электрических торпедах, нагревается до 600 градусов и искрит, что приводит к наведению помех на схемы ССН.

При этом, если сопоставлять УЭТ-1 с итальянской торпедой «Блэк Шарк» («Черная акула»), то у нее есть существенные резервы для роста. Дальность «итальянки» на низкой скорости достигает 70 км. Такой показатель достигнут, прежде всего, за счет использования батареи на основе алюминия и оксида серебра, имеющей повышенную емкость. Правда, если пойти по этому пути, то резко возрастет стоимость российской торпеды, которая и без того стоит дороже танка — 100 млн. рублей.

В настоящий момент западные производители порой осознанно незначительно ухудшают характеристики торпед, чтобы снизить цену. Это не от скаредности. Просто важнейшим элементом поддержания боевой готовности флота является большое количество торпедных стрельб. Поэтому принимаются на вооружение такие торпеды, которые можно многократно использовать за счет перезарядки. С электрическими это плохо получается, поскольку батарею после отработки надо заменять, а она стоит громадных денег.

Гораздо эффективнее в этом плане тепловые торпеды, которые имеют двигатель, работающий на топливе. Перезалить жидкое топливо — однокомпонентное ОТТО — гораздо проще и дешевле. Но и в этом случае, скажем, США стремятся любой ценой понизить стоимость торпедных стрельб, порой отказываясь от более предпочтительных в техническом отношении разработок. Стоимость «отлавливания» и перезарядки малогабаритной торпеды калибра 324 мм Mark 50 составляла 53 тыс. долларов. Но от нее отказались, сняв с вооружения, в пользу более слабой Mark 46, потому что для нее аналогичные расходы составляли 12 тыс. долларов.

У нас к тепловым торпедам относятся созданные в НИИ Мортеплотехника «Физик» и «Футляр» (модернизация «Физика»). Производятся они на том же самом заводе «Дагдизель». Они сопоставимы с основной американской торпедой Mark 48, а «Футляр» превосходит ее по «силовым» характеристикам — дальности, максимальной скорости и массе боевой части.

«Футляр» является лучшей российской торпедой. Она в первую очередь поступает на вооружение самых грозных атомных подводных лодок четвертого поколения — многоцелевого «Ясеня» и стратегического «Борея».

В связи с чем возникает вопрос о целесообразности производства не только в одной стране, но и на одном заводе торпед различного принципа действия. Это очень дорогое удовольствие в условии, когда денег стало не так уж и много.

Источник

 
Статья прочитана 113 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору