Что там с экономикой? Премьер отчитался в Госдуме за 2018 год, вроде, все нормально. Ну, если судить по отчету правительства, то все не то, что нормально, а все просто замечательно. Но буквально через пару дней после отчета премьера Росстат опубликовал данные по итогам I квартала 2019 года. Выясняется, что ситуация, скажем так, интереснее, чем она представляется властям.
Что касается Росстата и того, стоит ли вообще обращать внимание на его цифры, то хочу сказать следующее: а у нас нет альтернативы, других статистиков у нас нет.
Альтернативных данных у нас действительно нет, потому что это весьма дорогостоящее дело — статистика в масштабах страны. В федеральном бюджете на 2019 год на статистику выделено 16,6 млрд рублей.
Невозможно найти сопоставимые деньги, чтобы получить независимые данные. Так что придется все-таки обращать внимание на цифры от Росстата.
Итак, большинство основных социально-экономических показателей по итогам I квартала 2019 года были в плюсе по сравнению с соответствующим периодом 2018 года. Но все без исключения показатели оказались хуже аналогичных показателей 2018 года:
— промышленное производство +2,1% (было +2,8%);
— сельское хозяйство +1,1% (+2,4%);
— грузооборот +2,1% (+2,5%);
— оборот розничной торговли +1,8% (+2,7%);
— и т. д.
А вот показатель по внешнеторговому обороту оказался намного хуже: за январь—февраль 2019 года -1,7%, в то время как в январе—феврале 2018 года было +25,5%. Реальные зарплаты, кстати, практически не выросли в этом году: +0,4%, а год назад было +10,2%.
Еще раз повторю: все без исключения основные экономические и социальные показатели динамики этого года хуже аналогичных показателей прошлого года.
Но самое интересное — это показатель реальных располагаемых денежных доходов населения: в I квартале 2019 года они снизились на 2,3%, в то время как год назад фиксировался даже прирост на 1,4%. Почему это так интересно (если это слово здесь подходит)? — Потому что рассчитан этот показатель был уже по новой методике. А почему это вдруг по новой методике? — Ну, это, по-моему, сегодня уже многим известно. На фоне многолетнего снижения реальных располагаемых денежных доходов населения власти решили, что надо срочно поменять методику расчета данного показателя. Сначала, как известно, первый вице-премьер Антон Силуанов сказал, что качество расчета реальных доходов «ужасное», а спустя некоторое время уже министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что Росстат должен рассмотреть идею изменения методики расчета.
Методику поменяли, а ключевой показатель — реальные располагаемые денежные доходы населения — снова в минусе (?!). Что теперь будут делать власти? — Снова менять методику, чтобы получить искомые цифры? Но это будет уж совсем как-то несерьезно.
Вывод: реальность все больше расходится с данными правительственных отчетов. Денежные доходы населения снижаются шестой год подряд, и никакие попытки изменить эту тенденцию с помощью новых методик расчета не помогают.