Индия приняла решение обложить пошлинами 28 наименований продукции американского производства. Так власти страны ответили на недавнее решение Дональда Трампа внести изменения в список стран, которые пользуются льготами в рамках Генеральной системы преференций (Generalized System of Preferences).
«Я решил, что Индия не заверила Соединенные Штаты в том, что она обеспечит справедливый и разумный доступ к своим рынкам, — говорится в заявлении Белого дома. — Соответственно, целесообразно прекратить нахождение Индии в списке развивающихся стран-бенефициаров с 5 июня 2019 года».
Торговые отношения между двумя странами обострились в прошлом году, когда Трамп подписал указ о введении ввозных пошлин на сталь и алюминий. Новые тарифы затрагивали, в том числе, интересы Индии — одного из крупнейших в мире производителей стали. Её правительство грозило американцам ответными ограничительными мерами, но не решалось имплементировать их на фоне активных переговоров с Вашингтоном.
В итоге вместо отмены пошлин Индия получила еще один удар. Вашингтон при этом снимает с себя ответственность за начало торговой войны. По словам госсекретаря Майка Помпео, Соединенные Штат были готовы урегулировать торговые разногласия с Индией, добившись расширения доступа американских компаний к её рынкам, но Нью-Дели проявил неуступчивость.
О намерении лишить преференций Индию Дональд Трамп сообщал еще в марте. Причина стандартная: в этой стране не дают нормально работать американским производителям. Впрочем, у хозяина Белого дома есть и другие причины наказать строптивого партнера: по примеру Анкары Нью-Дели решил закупить у России системы С-400 на сумму свыше 5 миллиардов долларов. Во время одно из встреч с журналистами Трамп обещал, что Индия об этом пожалеет.
Индийцев американское давление, похоже, не смущает. Они подсчитывают прибыль от введения пошлин, которая должна составить примерно 217 миллионов долларов. В глобальной торговой войне США против остального мира появляется новый фланг.
Это, впрочем, не значит, что переговорный процесс зашел в тупик. Скорее, наоборот: в этом месяце Помпео собирается посетить Индию, а Трамп — встретиться с её премьер-министром Нарендрой Моди на полях саммита G20 в Осаке. Поэтому Нью-Дели решил укрепить свои переговорные позиции. И американцы должны понимать, что вести диалог им придется с сильным игроком.
— Соединенные Штаты можно поздравить, — говорит российский экономист, руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. — Когда Дональд Трамп провозгласил возврат к протекционистской политике (возможно, не декларируя её прямо), это подразумевало отнюдь не только американский перелом. К протекционизму возвращается весь мир. А если кто-то не возвращается, то он либо осел, либо обладает сверхсильными позициями.
Если говорить об Индии, то ей нет никакого резона закупать в США то, что она может купить дешевле у своих евразийских партнеров либо произвести сама. Нет никаких оснований отдавать американцам хоть какие-то доли своего рынка.
Введением пошлин Индия показывает, в какой мере США могут на неё рассчитывать. Последние пару лет Вашингтон искал и даже добивался некого символического сближения с ней. Но Индия недвусмысленно дает понять, что собирается проводить самостоятельную торговую и экономическую политику. И как бы США ни заигрывали с ней в борьбе против Китая, они должны признать, что Индия — это такой же большой игрок, как и КНР. Такая же большая экономика, которая, возможно, еще в полной мере не реализовала свой потенциал.
США больше не центр принятия решений в глобальной экономике. Напротив, теперь им придется приспосабливаться к чужим решениям. И все сильные государства (в том числе Индия) будут защищать интересы национального производителя. Все это американцам придется признать.
«СП»: — Можно ли говорить, что сейчас Индия и Китай фактически оказываются по одну сторону баррикад — в стане противников США?
— Не совсем так. Их противоречия никуда не делись. Эти страны в значительной мере находятся в одном сегменте производства. Индия даже занимает более выгодные позиции в сфере производства товаров, которые требуют большого объема человеческого труда. У неё колоссальный запас удивительно лояльной и дисциплинированной рабочей силы.
Несмотря на различие интересов, Индия и Китай все же будут стараться находить общий язык. А США не могут использовать их противоречия, и введение пошлин наглядно это демонстрирует.
Безропотных партнеров, которых американцы имеют в лице поляков, украинцев, прибалтов, они не смогут найти в лице индийцев. Ничего подобно! Индия будет закупать оружие у России (не у Китая, которого она побаивается — здесь большого доверия пока быть не может). Будет вводить заградительные пошлины, если посчитает нужным.
И заметьте, что уже никто не вспоминает о существовании ВТО. Эта организация умерла, все важнейшие вопросы решаются без оглядки на неё. Мир вернулся к нормальной неомеркантильной практике.
Но мы должны понимать, что здесь есть элемент давления на Соединенные Штаты. Да, Индия понимает, что Вашингтон не позволит ей так просто занять место китайцев на американском рынке, потому что Трамп лелеет отечественного производителя. Но прицел на этот рынок остается. Индия хотела бы сбывать огромное количество продукции в США.
Возможно, американцам придется вести с ней переговоры и идти на уступки.
Только что Евросоюз сообщил, что в будущем откажется от расчетов в долларах в торговых отношениях с Россией. То есть США и здесь теряют позиции.
«СП»: — Понятно, что Китай готов «бодаться» с США. А готова ли индийская экономика выдержать натиск американцев, если Трамп пойдет в наступление?
— Индия выдержит. Ситуация невыгодна скорее для США, ведь они потеряли Пакистан. Когда мы видим на российских прилавках пакистанские мандарины, не надо этому удивляться. Это часть довольно странного, но действенного экономического и политического сближения РФ и Пакистана. А ведь Пакистан долгое время был союзником Соединенных Штатов.
Не будет забывать, где размещались военные базы исламистов во время пребывания наших войск в Афганистане. Пакистан получал от американцев огромные деньги, но он вышел из-под контроля, потерял доверие «дяди Сэма». С тех пор США начали активнее работать с Индией.
Может получиться так, что Пакистан, Индия и Иран договорятся, а США не смогут настроить их друг против друга. Можно побряцать оружием, но тут же обнаружится, что американцы удерживают только океан — водное пространство вокруг Евразии. А экономические процессы на континенте они не контролируют.
Давить на Индию очень сложно — с ней придется договариваться. Скорее всего, индийские власти на это и рассчитывают. Им нужна выгодная сделка. «Ладно, мы возьмем ваши соевые, но вы возьмете еще больше нашей продукции легкой промышленности».
Они хотят получить такие выгоды, которые получил Китай, когда Ричард Никсон договорился с Мао Цзэдуном. Так начался процесс китайской перестройки, фактически приведший к современному успеху КНР.
Американский рынок все же очень привлекателен. И будет привлекателен до масштабной девальвации доллара. Тогда, возможно, приоритеты Индии изменятся. Но сейчас она торгуется, поэтому не надо перебарщивать с геополитическими выводами.