Сегодня: г.

Начало великих работ [Правда 1951]

Начало великих работ [Правда 1951]

В 1951 году известный советский писатель Вадим Кожевников (его перу принадлежит роман «Щит и меч», по которому поставлен одноимённый многосерийный советский фильм) написал статью в «Правду» о строительстве Куйбышевской ГЭС. Сама статья, написанная, скорее, в литературном, чем в журналистском жанре, рассказывает о начале грандиозной стройки на Волге. Действительно, Куйбышевская ГЭС на момент реализации была крупнейшей ГЭС в Европе и в этом статусе была до 1960 года, пока не заработала на полную мощность её сестра — Волжская ГЭС. Сооружённая в кратчайшие (для таких объектов) 7 лет, Куйбышевская гидроэлектростанция отмечена рядом уникальных достижений и рекордов.

Начало великих работ [Правда 1951]

Статья В. Кожевникова интересна не только тем, что мастер пера умело передаёт атмосферу грандиозной стройки, но и тем, что она содержит историческую правду, которая сегодня столь необходима и востребована нашим народом. Кожевников описывает самое начало стройки — землянные работы, — и в этом описании нет места ГУЛАГу, зекам и прочим известным страшилкам буржуазии, которые распространяет известная лже-энциклопедия «Википедия». В этой интернет-брехаловке безаппеляционно и без ссылок на какой-либо источник утверждается, что Куйбышевская ГЭС построена зеками ГУЛАГа. Кожевников же как очевидец свидетельствует о трудовом энтузиазме простых рабочих и инженеров, которые срываются с насиженных мест и стремятся внести свой вклад в строительство коммунизма. Но, кроме этого, писатель рассказал нам и о том, как материально-технически был оснащен «нулевой» цикл стройки. И из этого рассказа мы понимаем, что и речи не может быть о лопате и тысячах рабов: это была стройка с высоким уровнем организации и технического обеспечения. Поэтому не удивительны те рекорды, которые были установлены в ходе возведения Куйбышевской ГЭС. А рекорды и сегодня впечатляют: в сутки укладывали по 19 000 кубов бетона; монтаж турбин выполнялся за месяц; Волгу перекрыли за 19 часов 35 минут! Очевидно, что такие рекорды не падают с небес, а имеют прочное основание в виде развитой материально-технической базы и квалифицированного рабочего и инженерного персонала. Но нам вот уже четвёртый десяток настойчиво внедряют миф о чекисте, который с револьвером в руках заставляет невинных зеков надрываться на людоеда Сталина.

Куйбышевскую ГЭС сначала переименовали в Волжскую ГЭС имени Ленина, а затем в Жигулёвскую ГЭС. Сегодня Куйбышевская ГЭС принадлежит «РусГидро» и плодами труда наших отцов, дедов и прадедов наслаждаются вполне демократичные и свободные акционеры этой компании.

===

НАЧАЛО ВЕЛИКИХ РАБОТ

Реку покрывает сейчас метровая ледяная колея. Сколько же машин уже прошло здесь, если продавлены такие глубокие колеи в этом ледяном настиле? Какие тяжести надломили его? Местами зияют трещины, из которых бурно хлещет вода, дымящаяся на стуже.
Гусеничный трактор волочит исполинских размеров сани, сделанные из цельных стволов деревьев.

— Эй, друг, ты тут шоссе поломал?

Тракторист, высовывается из кабины и озорно кричит:

— Нет, мой груз легкий, они его еще держат, по ней другой механизм на тот берег переправлялся, вот уж под ним она похрустела.

Тесно на ледяном тракте: бесконечные караваны машин везут грузы — строительные материалы, гигантские части каких-то механизмов.

А левее нас на льду лес буровых вышек. Значит, вот оно, близко, заветное, волнующее…

Вереница стальных самосвалов, вздымая поочерёдно кузова, ссыпает в проруби грохочущий щебень, а мы видим, как кипит, как выбрасывается вверх волжская вода.

-Банкетку просыпаем, — объясняет шофер, — вроде барьера для будущей плотины, чтобы из неё Волга-матушка не очень напирала.

И, бросив небрежно окурок в прорубь, картинно протянув руку, он сказал:

— Глядите, уже вода вспять пошла. Видите, куда он поплыл. То-то же.

Да, здесь течение Волги, натыкаясь на насыпаемую каменную преграду, откатывалось назад и огибало её. Повторяя опыт шофера, мы бросали в воду из наших карманов все, что могло плавать, все, что могло служить поплавком, свидетелем начавшейся победы.

У подножия забеленных снегом Жигулевских гор, на побережье, мы увидели окруженное стрельчатыми кранами стальное сборище могучих экскаваторов, тяжкие их узлы висели на тросах кранов, плыли в воздухе, медленно и тщательно примерялись, прежде чем одеться доспехами. Стальные зубастые шлемы их, способные вместить трактор, лежали еще на земле.

— Снаряжаются, наши землекопы. Но это еще так, средневесы. Скоро сюда шагающие пришагают — ну, те богатыри.
— Но как же вы их на холоде монтируете, ведь железо к рукам липнет?
— А у нас здесь весна, товарищ, — смеется монтажник, — мы уже весенний план перевыполняем.

Коммунисты возглавили соревнование. Экскаваторщики Воронович, Игнатов, Кодобдев, Зинкевич досрочно смонтировали свои машины.

Обратные склоны Жигулевских гор у будущей плотины уже изрезаны каменными карьерами. Уже обнажена первозданная слоистая порода гор, сложенная будто из циклопических плит.В горах выдолблены каменные пещеры, колодцы штолен, куда подрывники укладывают тонны аммонита.

Земля колеблется под ногами. Взрыв. И расшибленные взрывом каменные пласты, трещат, ломаются, грохочут, рушатся вниз оползнем, и вековая сосна, стиснув в своих корнях гигантскую каменную глыбу, словно орлиная пернатая нога с добычей, летит вниз.

Машинист экскаватора, скрываясь в кабине, двумя взмахами ковша доверху наполняет стальной кузов самосвала хрустящей щебенкой.

Отсюда, с высоты Жигулевских гор, мы смотрим на Волгу — огромную, недвижную, и видим лес буровых вышек, сверкающую в прорубях черную воду, сотни машин, идущих бесконечной вереницей, — здесь возникнет великое сооружение сталинской эпохи.

Здесь дивным изваянием из стали, гранита, бетона, из чудодейственно спаянных сотен миллионов тонн возвысится величайшая в мире плотина самой мощной на всей планете гидроэлектростанции.

Здесь воды будут подняты на большую высоту и бережно разлиты по каналам, чтобы оросить сотни тысяч гектаров земли. Отсюда Волга ринется в гидротурбины, и мощь её потечет по проводам.

Миллионы машин будет питать она, даст миллионы вещей, предметов, сработанных силой самой дешевой энергии. Миллионы пудов хлеба, технических культур, злаков, выращенных на полях, где будут работать электроплуги и электрокомбайны, одарят изобилием советских людей, творцов и тружеников, смелых преобразователей природы.

И все мы поднимемся на новую ступень на пути к сияющим высотам коммунизма…

— Я сюда не по вызову приехал, по личному влечению. Хорошую квартиру в Смоленске бросил. Объяснил жене: пойми, говорю, мы стройками социализма — Магниткой, Кузнецком, Комсомольском — и другими своими делами в ответственный для всего человечества момент весь мир спасли. А теперь мы коммунизм воздвигаем!…

— Неправильно говоришь Сидорин, как это не по вызову приехал! Каждый из нас, кто настоящий, всегда в сердце своем повестку носит на всенародное дело идти!

Да, точно выразил машинист экскаватора Михаил Тимофеевич Калатурин те чувства, которыми наполнены ныне сердца советских людей. Семнадцать тысяч писем получено отделом кадров Куйбышевского гидростроя от советских патриотов, жаждущих принять участие в коммунистической стройке.

Мы читали эти письма. И столько в них безмерной любви к Родине, готовности к самоотверженному труду, что нельзя их все назвать иначе, как голосом сердца народа.

Я хочу привести трогательное письмо учители Якушинской средней школы, Октябрьского района, Татарской АССР, Василия Прохоровича Орлова.

“Эти стройки, — пишет старый учитель, — окрылили советских людей, влили новые силы в миллионы сердец. Каждый советский гражданин выражает глубокое чувство благодарности родному Сталину, каждый хочет принимать активное участие в строительстве новых сооружений, каждый хочет внести свою лепту в эти величайшие памятники техники и могущества страны социализма. Мои чувства, чувства простого советского гражданина, — чувства сотен миллионов трудящихся Родины. Сплотим еще теснее ряды в борьбе за мир, в строительстве мира, в строительстве коммунизма!”

Старший механик экскаваторного парка Николай Федорович Пантази рассказал нам, как экскаваторщики сами разгружали с самоходных барж многотонные машины и нетерпеливо собирали их еще до прибытия кранов. С каким самоотверженным упорством — в буран, вьюгу и стужу — работали люди, опережая все самые кратчайшие сроки!

Михаил Калатурин на своем экскаваторе перевыполняет сейчас нормы в четыре раза.

150 миллионов кубических метров земли должны будут вынуть куйбышевские строители.

Да, этим людям поистине предстоит поднять горы земли.

А вот как работают на каменных карьерах. Проходчик комсомолец Семен Петров в десять раз превышает нормы. Не отстает от него бывший моряк, ныне проходчик Николай Горшков. Во много раз перевыполняет нормы бывший минер, ныне взрывник Владимир Иванов. Мы слышали, как Иванов, держа в руках записную книжку, говорил своим товарищам по работе:

«Если мы взялись сдать нашу Куйбышевскую, в её полную мощность, в 1955 году, — значит пообещали мы нашему народу, товарищу Сталину работать вдохновенно и высокопроизводительно, в совершенстве овладевать новой техникой, использовать её до дна. Так скажите мне после этого: кто из нас сможет спокойно на норме сидеть? Вы смотрите, сколько нам страна техники прислала! С ней можно не только котлован, а всю землю насквозь пройти».

Да, действительно: в первые же месяцы после решения правительства страна направила мощные потоки грузов на адрес Куйбышевской гидростанции.

150 тысяч тонн материалов лежат здесь, на берегу Волги, с прошлой навигации. Только одной лесобиржей на левом берегу приняты сотни тысяч кубометров древесины.

Да, гигантское, бесценное техническое вооружение дала страна для великого наступления по всему плацдарму строительства.

Какого же могущества достигла наша промышленность, чтобы создать такие огромные резервы на самом переднем крае только что начатой битвы за изобилие электрической энергии в стране!

Но для того чтобы придти сюда мощной и разнообразной технике — сквозь девственные чащобы леса, овраги и балки, сквозь снежные завалы и лютые вьюги, — ей нужны были дороги.

И здесь колхозники Куйбышевской области, движимые высоким патриотическим чувством, проявили подлинный героизм. В дождь со снегом, в буран и метели, тысячи колхозников вышли на строительство подъездных путей. Это была битва, полная самоотверженности, энтузиазма.

Да, можно восхищаться мощностью машины, одним взмахом ковша вздымающей ввысь вагон грунта. Но какого же восхищения заслуживают люди, пробивавшие путь этим машинам ночью, при свете костров, гаснущих от непогоды. 700 тысяч кубометров грунта вынули они, чтобы открыть путь механизмам.

О чем же говорили они в короткие перерывы этого штурма 150 человек — трактористов, шоферов, механиков — дали великой стройке только одни ставропольцы. В этом — наглядное свидетельство высокого культурно-технического развития современной деревни, способной без ущерба снабжать квалифицированными кадрами стройки коммунизма. У ставропольцев уже открыты при МТС курсы электромашинистов и электрокомбайнеров. Для снабжения строителей отводится 1500 гектаров под овощно-бахчевые культуры. Намечается строительство птицефермы на 15 тысяч птиц. Строится инкубаторная станция емкостью в 100 тысяч яиц. Широко развернулось производство кирпича, черепицы.

Но здесь — при свете гаснущих от снежной бури костров — колхозники мечтали о том, какой будет их земля, преображенная водой! Каким станет их труд, оснащенный могучей электрической энергией.

На строительстве открыт учебный комбинат. Подготовляется открытие вечернего техникума и филиалы вечернего Куйбышевского инженерно-строительного института. Организовано отделение Всесоюзного научного инженерно-технического общества. На стройку приезжают крупнейшие ученый страны.

Великие стройки коммунизма вбирают в себя все высшие достижения науки и техники и в свою очередь дают мощные толчок дальнейшему развитию советской науки и техники.

Партийные организации стройки, направляя деятельность коммунистов, мобилизуют их на успешное выполнение постановления правительства о завершении строительства в 1955 году.

На собрании первичных партийных организаций были обсуждены вопросы о социалистическом соревновании, о ходе жилищного строительства, об использовании механизма, о состоянии партийной учебы. Коммунисты, выполняя решение партийной организации стройки, показывают образцы высокой производительности труда, вдохновляют строителей на стахановский труд.

На левом берегу, в сосновом бору, уже высятся здания нового поселка. В новых домах живут советские люди, которые уже считают себя здесь коренными жителями, они с гордостью говорят: “Наш город”.

Города, собственно, как такового, еще нет. Но он будет, мы это знаем. Потому что мы строили Магнитогорск, город юности Комсомольск и сквозь толщу времени безошибочно угадывали их такими, какими они стали. И на карту мира будет очень скоро нанесен и этот город, которого еще нет, но который будет.

И вот, в воскресный день 18 февраля, в торжественный день выборов в Верховный Совет РСФСР, мощные электроэкскаваторы подошли к Волге, и машинист Владимир Колобаев первым зачерпнул гигантским ковшом землю. Так началась выемка грунта для котлована под фундаменты гидроэлектростанции.

Многотоные дизельные самосвалы Минского автозавода подставили свои стальные кузовы под многокубовые ковши. Начался новый этап работы. И в эти мгновения, как гигантский салют, прогремел взрыв.

Сотни тысяч тонн камня рухнули на Могутовой горе. От мощного дуновения поднялись в воздух миллиарды блестящих снежинок. И тысячи людей сняли шапки и несколько секунд стояли молча. Так они стояли в сверкающей метели снежных искр и в эти мгновения у каждого на сердце было одно великое, общее — скорее, скорее бы осуществить то, чего ждет от них советский народ, — построить гигантскую гидроэлектростанцию на Волге.

Куйбышевгидрострой.

Вадим Кожевников.

Источник

 
Статья прочитана 82 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору