Согласно официальным цифрам, Россия достаточно уверенно удерживает позиции мирового лидера в экспорте пшеницы, существенно опережая в этом США и Канаду – ближайших конкурентов. Костин не исключил возможности строительства новых зерновых терминалов в российских портах на Черном море. Он добавил, что считает необходимым строительство зерновых терминалов и на Дальнем Востоке.
В июне ВТБ приобрел компанию «Мирогрупп ресурсы», которая считается одним из ведущих российских зернотрейдеров с объемом экспорта около 2 млн тонн. По итогам июля-августа сообщалось, что «Мирогрупп ресурсы» впервые стала лидером по отгрузкам зерна через терминалы Черного моря — основного экспортного хаба для российского зерна, на который приходится 40% от общих объемов продаж. ВТБ рассчитывает начать самостоятельную торговлю зерном на международном рынке.
«Подсчет в абсолютных цифрах дает изначально искаженную картину экспорта, так как Россия и США продают разное зерно. Практически вся пшеница РФ мягких сортов и классифицируется третьим классом – оно используется и как пищевое, и как кормовое для скота. Штаты в основном экспортируют зерно первого класса твердых сортов, которое мы практически не производит. Россия его, наоборот, покупает для добавления в муку, также из него делаются макароны.
То есть в данном случае уместнее сравнивать зерно с автомобилями – кому-то нравится «Мерседес», а кому-то «Лада», это не хорошо и не плохо. Россия на зерновом рынке не просто заняла свою нишу, но и существенно в ней закрепилась. Она имеет все шансы на дальнейший успех. Но не всегда все зависит от нас. К примеру, в Африке всегда растущий спрос на зерно, но он должен быть платежеспособным. А в большинстве стран континента с деньгами традиционно туго», — подчеркивает эксперт.