Несколько лет назад утилизационный сбор, по аналогии с Российской Федерацией, был введен в отрасли автомобилестроения в поддержку отечественных сборочных заводов. Последние утверждают, что данная мера привела к существенному росту и развитию сектора автомобилестроения в Казахстане.
Как на самом деле работает утильсбор в стране, Президенту РК Касым-Жомарту Токаеву рассказал во время вчерашней встречи член Национального совета общественного доверия (НСОД) Казахстана Азаматхан Амиртай.
Частный утилизатор авто и шин ТОО «РОП» за три года получило около $1 млрд, сообщил Амиртай главе государства.
«За три года своей работы ТОО «РОП» уже собрало около $1 млрд. Ежегодно из экономики страны этой частной компанией вытаскивается около 150 млрд.тенге. Серьезная дыра в нашей экономике», — сообщил Амиртай.
Далее представитель НСОД детально рассказал Президенту, как зарабатываются такие деньги, передает интернет-газета Zonakz.
По подсчетам эксперта, утилизатор с одной шины получает 37 тенге, из которых 7 тенге он тратит на свои операционные расходы (дословно: «На жизнь, чай-пай, хлеб с икрой»). Около 26,5 тенге (70% от всей суммы) – транспортные расходы. И лишь, примерно, 3,5 тенге затрачивается непосредственно на саму переработку.
Отметим, вопрос введения утилизационного сбора на сельхозтехнику Министерство по инвестициям и инфраструктурному развитию РК инициировало еще в 2016 году. Обсуждения шли долго, но, в конце концов, отечественные автосборочные заводы смогли пролоббировать это нововведение. Передовые аграрии страны уверены, что для развития машиностроения в Казахстане оно не даст ровным счетом ничего. А в аграрной отрасли со стороны правительства и вовсе станет «выстрелом в собственную ногу» — бессмысленным актом, приносящим вред самому себе.
Эксперты, опрошенные «КазахЗерно.kz», сомневаются в прозрачности данной процедуры, по их мнению, деньги пойдут не в бюджет, а в чьи-то карманы.
Так стоит ли ждать аналогичного эффекта в сельхозмашиностроении?