Снижение спроса на газ в Европе, и как следствие, падение цен на него окажет давление на «Газпром», однако позиции компании в этих условиях лучше. Об этом со ссылкой на мнение экспертов энергетического рынка пишет РИА Новости аналитики.
Агентство сообщает, что цены на газ в Европе упали до рекордно низких отметок, т.к. ПХГ заполнены после теплой зимы, а спрос снизился на фоне эпидемии коронавируса. Спотовая цена на самой ликвидной европейской площадке, голландском хабе TTF, находится у отметки 90 долларов за тысячу кубометров. При этом «Газпром» изначально закладывал в бюджет на текущий год экспортную цену на газ в 200 долларов за тысячу кубов, а в феврале скорректировал показатель до 175−185 долларов.
При этом эксперты не считают ситуацию для российского газового концерна критичной. Кроме того, по их мнению, ситуация с падением цен ударит по поставщикам как природного, так и сжиженного газа, а «Газпром!» находится в более выгодном положении по сравнению с конкурентами. В то же время американские сланцевики смогут выдержать текущие цены лишь в краткосрочном периоде, но на горизонте даже нескольких месяцев это маловероятно.
— В первую очередь, низкие цены связаны с переизбытком запасов, — считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов.
— Все готовились к кризису на случай непродления транзитного контракта с Украиной. Подземные хранилища газа Европы были заполнены до рекордных отметок. В начале года от избытка запасов пришлось спешно избавляться — хранение стоит денег. И сейчас переизбыток не устранён.
Во вторую очередь, торговый конфликт США и Китая. Китай ввёл в 2018 году заградительные пошлины для сжиженного природного газа (СПГ), произведённого в США, из-за чего поставщикам пришлось спешно разворачивать поток в сторону других покупателей. В первую очередь — в направлении Европы, так как она обладает достаточно большими неиспользуемыми мощностями для приёма СПГ. И хотя объём поставок американского газа в Европу в 2019 году, по предварительным данным, составил порядка 18,5 млрд куб. м, но это тоже оказало воздействие на цены.
В третью очередь, нефтяные котировки. Они тоже косвенно оказывают воздействие на газ. Вопрос спроса в Евросоюзе сейчас является дискуссионным.
«СП»: — Насколько серьёзным, по-вашему, может быть это падение? Как это в общем отразится на мировой экономике?
— Газ не бесплатный в производстве. Но цена его будет зависеть от массы факторов. И уровень спроса здесь лишь один из многих. Также важен уровень цен на нефть. Объём производства газа в наиболее уязвимых странах.
«СП»: — А как это отразится на экономике России? Это не так критично для нас, как цена на нефть?
—Вопрос в среднем курсе рубля к доллару. При сохранении нынешних цен и текущего курса поступления в бюджет будут ниже запланированных. «Газпром» — один из крупнейших источников средств госбюджета.
«СП»: — Правда ли, что позиции «Газпрома» лучше, чем у конкурентов? Почему?
— У «Газпрома» ниже уровень затрат, чем у поставщиков СПГ. И выше возможности по объёмам поставок, чем у других поставщиков трубопроводного газа. Кроме того, бизнес «Газпрома» хорошо диверсифицирован. Значительную долю прибыли обеспечивают высокомаржинальные нефтепродукты.
«СП»: — Какая цена для нас критична? Как долго мы могли бы выдерживать её, и какова вероятность того, что до этого дойдёт?
— Если говорить только о газе, то порядка 85 долларов. Здесь мы не учитываем экспортную пошлину, но зато считаем с НДПИ. Также мы учитываем затраты на транспортировку. Но как бы забываем, что значительная часть расходов на транспортировку российского газа идут в адрес дочерних предприятий самого «Газпрома» или совместных проектов («Северный поток»).
«СП»: — Как ситуация повлияет на позиции США? И в целом на конфигурацию рынка Европы? Кто нарастит присутствие, а кто наоборот?
— США прогнозируют снижение добычи нефти. С ней будет падать и добыча газа. Значит, сократится ресурсная база для поставок СПГ. Хотя пока неизвестен уровень спроса на внутреннем американском рынке. Хотя я бы предположил, что главным пострадавшим в Штатах окажется уголь. Кроме того, никто не отменял проблем с высокой закредитованностью американских проектов. А с падением цен эта проблема только усугубится. Также стоит учесть, что при уровне цен в районе 120 долларов покупателям СПГ, произведённого в США, проще отказаться от закупок и выплатить неустойку, предусмотренную в принципе «сжижай или плати».
— Причин низких цен в Европе действительно несколько, — соглашается ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
— Именно из-за того, что они совпали, и происходит такое сильное падение цен. Все готовились к остановке транзита через Украину с 1 января и закачивали исторически большие объемы в ПХГ Европы. А транзит сохранился.
Теплая зима. В результате из отопительного сезона Европа вышла с большими объемами газа в хранилищах.
Конкуренция среди поставщиков в 2019 г. Был рекорд по объемам ввода новых СПГ-заводов.
В Азии также была теплая зима, и цены там низкие. В итоге часть поставщиков СПГ переориентировалась на европейский рынок. Наконец, из-за коронавируса Китай сократил потребление газа, и часть СПГ также ушла в Европу.
«СП»: — Для нас это критично?
— Для России ситуация неприятная, так как чем меньше стоимость газа, тем меньше экспортная пошлина и НДПИ. Т.е. наш бюджет недополучает дохода. «Газпром» получает меньше прибыли и, соответственно, заплатит меньше дивидендов. Единственным плюсом является то, что сейчас внутренний рынок газа в РФ оказался более прибыльным для «Газпрома» чем экспорт. Это актуализирует тему газификации. Но и критичной нашу ситуацию не назовешь. Дешевый газ выигрывает межтопливную конкуренцию не только у ВИЭ, но и даже у угля. Так что европейцы могут нарастить потребление газа. Возможно, что по итогам года «Газпром» не сильно сократит объем поставок.
Ситуация с коронавирусом в Европе также создает для нас проблемы. И сам спрос упал и цены понизились. Плюс падение цен на нефть привело к то тому, что снизились цены по долгосрочным контрактам с нефтяной привязкой.
«СП»: — Конкурентам «Газпрома» еще хуже?
— «Газпром» на европейском рынке газа не является слабым звеном. Норвегия уже пересматривает планы добычи и экспорта газа из-за малой рентабельности. Поставщики СПГ терпят убытки. Хотя сам СПГ продолжает приходить в Европу, часть поставщиков торгует себе в убыток. В США уже есть заморозка новых СПГ- проектов.
В 2020 г. Вероятно цены на газ в Европе будут низкими. Навряд ли мы увидим среднюю цену даже в 160 долларов. Ситуацию может поправить холодная зима, которая уберет с рынка переизбыток предложения. Или же мы будем ждать пару лет, пока отсутствие инвестиций в новые проекты приведет к дефициту.