МОСКВА, 10 марта. /ТАСС/. Премьерные показы спектакля Кирилла Серебренникова «Декамерон», ставшего совместным проектом возглавляемого режиссером «Гоголь-центра» и Deutsches Theater Berlin, прошли 8 и 9 марта в Берлине. Во вторник состоится третий, заключительный показ интернациональной постановки в рамках премьерного блока, сообщили ТАСС в пресс-службе «Гоголь-центра».
«Два премьерных показа «Декамерона», состоявшихся на сцене Deutsches Theater Berlin, прошли с огромным успехом — зал встретил артистов на поклонах долгими овациями», — поделилась собеседница агентства, добавив, что 10 марта состоится третий, заключительный показ интернациональной постановки в рамках премьерного блока. «Российская премьера «Декамерона» в «Гоголь-центре» запланирована на 24, 25, 26 и 27 июня», — проинформировала она.
«Декамерон» — совместный проект Deutsches Theater Berlin и «Гоголь-центра». В нем участвуют пять российских и пять немецких актеров, которые играют спектакль одновременно на двух языках, а субтитры становятся важной визуальной частью постановки. «Для истории современного театра такой формат работы действительно уникален: спектакль войдет в репертуар обеих площадок и по очереди будет идти в Берлине и в Москве, при том что состав актеров останется неизменным», — уточнила представитель пресс-службы.
По ее словам, чтобы упростить логистику проекта, для «Декамерона» были изготовлены два идентичных сценографических павильона, каждый из которых остается в своей стране, а техническим проведением спектакля будут заниматься службы принимающего театра по общей партитуре, составленной во время постановочного периода.
«В связи с судами по делу «Седьмой студии» и невозможностью Кирилла Серебренникова выезжать за пределы страны Deutsches Theater Berlin принял решение организовать весь репетиционный процесс в Москве, что и было сделано», — отметили в пресс-службе «Гоголь-центра».
«Декамерон» важный для меня проект, мой первый драматический спектакль в Германии», — сообщил Серебренников. «Я не знаю, что из этой затеи получится, но я очень благодарен Deutsches Theater Berlin и лично его интенданту Ульриху Хуону, который, несмотря на тяжелые обстоятельства, решил выпустить этот проект, благодарен за помощь всей команде, друзьям, моим артистам, которые работают в «Гоголь-центре», и звездам Deutsches Theater. Они за короткое время нашли общий язык, разобрались в материале и сделали очень трогательный спектакль о любви и хрупкости чувственных отношений», — процитировали режиссера в пресс-службе «Гоголь-центра».
Там же привели мнение участницы проекта, немецкой актрисы Регины Циммерманн. «Участие в этом проекте — огромный подарок для меня, — призналась она. — Невероятно, что актеры настолько хорошо понимают друг друга на сцене, несмотря на разницу языков. Мне очень нравится все, что транслирует Кирилл, я надеюсь, что понимаю и воплощаю его замысел». «И, конечно, этот симбиоз драматического, пластического и музыкального театра идеален. В России очень сильная актерская школа. Актеры талантливы и одарены, они могут и петь, и танцевать, и играть. Я наслаждаюсь этим», — поделилась Циммерманн.
Еще одно мнение высказала ее коллега по спектаклю, актриса Жоржетта Ди. «Декамерон» приобрел неожиданную актуальность в связи с коронавирусом, — считает она. — Конечно, эту историю можно рассказывать снова и снова. Люди всегда будут выживать, любить, и все это одновременно. Это вечная игра, в которой познается реальность, жизнь, ваши мечты. Все это соединяется во взрывной коктейль. И мне кажется, что самое главное для любого спектакля — это истории, которые рассказывают со сцены. Зрители больше всего любят истории о любви. И в «Декамероне» они есть».
«Декамерон» итальянского писателя Джованни Боккаччо — одна из главных книг раннего Возрождения, которая состоит из ста новелл, рассказанных десятью молодыми героями, сбежавшими из зараженной чумой Флоренции. По большому счету, это и есть сквозной сюжет книги, а все ее содержание заключается в самих рассказах.
Серебренников выбрал десять новелл о любви и перенес действие из XIV века в наши дни: благо, человеческие отношения и страсти не сильно изменились с тех пор. Более важное изменение касается того, что в спектакле герои не рассказывают истории, а живут внутри них, создавая хрупкий и одновременно жестокий мир, в котором смешиваются все эпохи, времена, культуры и страны.
Исполнителями ролей выступают десять артистов: Филипп Авдеев, Александра Ревенко, Георгий Кудренко, Ян Гэ, Олег Гущин, Джереми Мокридж, Марсель Колер, Альмут Цильхер, Регина Циммерманн, Жоржетта Ди. Над спектаклем работала русско-немецкая постановочная команда: автор пьесы и режиссер — Кирилл Серебренников, режиссер-хореограф — Евгений Кулагин, композитор — Даниэль Фрейтаг, художник по костюмам — Татьяна Долматовская, видеохудожник — Илья Шагалов.
Deutsches Theater Berlin — так называемый «немецкий МХАТ» — это государственный театр (один из пяти в Берлине), основанный в 1849 году. Там работали Макс Рейнхард, Бертольт Брехт, Хайнер Мюллер. Театральная история немецкого и мирового театра XX века неразрывно связана с Deutsches Theater Berlin.
Следующие показы русско-немецкого «Декамерона» на сцене Deutsches Theater Berlin объявлены на 28, 29 марта и 18, 19 апреля.