Общеизвестно и официально признано, что реальные доходы населения падают шестой год подряд. Без пандемии и карантинов. По данным соцопросов подавляющее большинство респондентов испытывает раздражение, направленное на федеральные власти и лично Путина. Причем интенсивность агрессии распределена от раздражения до жесткой неприязни.
Тем не менее, некоторая часть населения РФ по-прежнему активно или пассивно поддерживает нынешний режим. Кто эти люди? Во-первых, это миллионы чиновников и сотрудников силовых структур. Никогда в годы коммунистического режима не было у них такой вседозволенности, такой индульгенции на произвол и таких денег — благодаря возможности конвертации власти в деньги. Попробуйте представить себе ткачиху-депутатшу брежневских времен с виллой в Майами. Дачные участки у партийно-государственной номенклатуры тех лет были как у всех – 6 соток. И типовые дачные домики, как у всех, из серии “собачья будка”.
Во-вторых, режим поддерживают не только олигархические круги, крупный капитал, но и миллионы работников корпораций в сырьевом и финансовом секторе, получающие высокие зарплаты. В-третьих, нынешнее положение вполне устраивает многих предпринимателей. Разговоры о том, что “власть кошмарит бизнес”, касаются только тех, кто пытается вести бизнес честно. Да, количество дел по “экономическим” статьям УК увеличилось. Но все понимают, что речь не о “преступлениях” и “торжестве закона”, а о том, что “стороны не договорились” или о сведении счетов одних лиц или групп с другими – “при помощи закона”. В остальном давно сложился симбиоз по принципу “все схвачено, за все заплачено”.
К примеру, нет никакого экономического обоснования для безумных цен на продовольственные товары. В Европе торговая наценка составляет всего 10%. Предельный уровень рентабельности должна жестко регулировать федеральная антимонопольная служба – ФАС. То бишь государство. И где же оно, когда торговые сети не пускают дешевый товар на прилавки? Или когда торговые наценки на продукцию варьируется от 80% до 250% процентов? Некогда россиянский генпрокурор Чайка на всю страну заявил, что некоторые торговые сети завышают цены на продукты питания аж на 400%. Вообще-то прокуратура существует не только для публичной констатации фактов, а еще и для принятия мер. С того дня 5 лет прошло, но никаких мер не последовало. Либерал-чекистское государство такие наценки вполне устраивают.
В-четвертых, существующий порядок вещей пассивно поддерживают более или менее обеспеченные граждане, которые считают, что они “устроились”. Они довольны, в том числе и тем, что живут получше, чем десятков миллионов соотечественников, находящихся за чертой бедности. Философ Бердяев некогда писал, что злейший враг свободы – сытый и довольный раб. Потому что, получив вожделенную сытость, он болезненно помнит прошлое, пуще всего страшится вновь оказаться в нем – и не желает никаких перемен, никаких разговоров о свободе, а к тем, кто ведет такие разговоры, относится с тяжкой неприязнью, а то и со злостью.
Ну и, наконец, недовольство и большое количество вменяемых граждан вовсе не равнозначно протестному потенциалу. Как раз наоборот. Бедные и нищие живут в состоянии фрустрации, подавленности. Им свойственны апатичность, несамостоятельность, виктимность – комплекс жертвы. В психологии это состояние называется “синдром выученной беспомощности”. Максимум, на что они способны – выйти на площадь, что-нибудь гневно покричать хором и разойтись по домам.
При такой реальности, при таких общественных настроениях путинской власти пока ничто всерьез не угрожает. Можно лишь прогнозировать, что в итоге подобные системы всегда приходят в полный упадок – под гнетом нарастающих проблем и нерешенных элементарных задач. И по возможности деятельно готовиться к такому развитию событий.