Еврокубышка создана впервые в истории Европы для преодоления последствий пандемии.
Да, это поистине исторический прорыв.
На протяжении всей истории существования проекта объединенной Европы, действовал принцип «дружба дружбой, а долги врозь».
Любая попытка ввести коллективную финансовую ответственность всего Евросоюза по долговым обязательствам отдельных стран или — не дай Бог — банковских или промышленных конгломератов встречала решительный отпор большинства, в первую очередь ведущих стран — Германии и Франции, а также всех консервативных сил субконтинента.
И вот, нашествие коронавируса и связанные с ним бедствия помогли Евросоюзу перейти на новый уровень интеграции: утвердить принцип финансовой солидарности, хоть и ограниченный.
Франко-Германский пакт «возрождения экономики Европы» предусматривает ответственность бюджета ЕС за долговые обязательства на 500 млрд. евро. На эту сумму ЕС выпустит и продаст на рынке специальные облигации, выручка от которых наполнит Фонд возрождения. Средства из Фонда будут по квотам предоставляться пострадавшим странам — членам ЕС.
Важное ограничение: странам — получателям помощи не будет разрешено использовать деньги Фонда для погашения ранее накопленных государственных долгов. Это особенно болезненно для Италии, критичные долги которой составляют уже около 2,5 трлн евро.
Думается, тем не менее, что Евросоюз не допустит суверенного дефолта какой-либо своей страны, ибо это неизбежно бросит тень на всю перспективу быстрого экономического возрождения Европы.
Удивительно, что беспрецедентный план Меркель-Макрона был с редким единодушием утвержден в правящей коалиции Германии. Рейтинги поддержки канцлера Меркель и ее партии на максимальных отметках за несколько лет.
Похоже, Евросоюз вместо «раскола и развала» (как предрекали различные псевдоэксперты) выходит на новый уровень интеграции и солидарности, добавляя в свою систему коллективную финансовую ответственность.