Российские власти меняют формулу налогообложения нефтяной отрасли, чтобы подготовить федеральный бюджет на случай нового обвала мировых цен на «черное золото».
На заседании во вторник Государственная дума утвердила во втором, основном чтении проект поправок в Налоговый кодекс, которые позволят государству собирать налог на добычу полезных ископаемых при любой цене нефти.
Сейчас критическим порогом является отметка 15 долларов за баррель — если среднемесячная цена сорта Urals падает ниже, нефтяные компании платят нулевой НДПИ.
Законопроект снимает это ограничение. Согласно документу, который размещен в единой базе ГосДумы, изменится коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц) при определении формулы НДПИ.
В итоге даже если баррель будет стоить дешевле 15 долларов, нефтяники будут платить 428 рублей за тонну.
На изменение Налогового кодекса Минфин вдохновил апрельский обвал нефти, рассказывал ранее замглавы ведомства Алексей Сазанов. «Мы увидели, что у нас при определенных условиях там значения показателей Кц, используемых при расчете НДПИ — когда цена ниже $15 за баррель, — может становиться отрицательным», — говорил он.
Против выступал комитет Госдумы по энергетике, ссылаясь на то, что «повышение налоговой нагрузки станет еще одним фактором, негативно влияющим на финансовую устойчивость российских нефтяных компаний».
В апреле на фоне коронавирусного карантина, переполнения хранилищ и ценовой войной с Саудовской Аравией стоимость российской нефти в Европе падала ниже 10 долларов — до уровней, на которых в конце 1980х развалился Советский Союз, а 1998-м году Россия объявила дефолт.
Впрочем, средняя цена экспорта, которая применяется при расчете налоговых сборов, ни разу не опускалась ниже критического 15-долларового порога. Ее минимальное значение — 18,22 доллара — было зафиксировано в апреле.
Этого, впрочем, оказалось достаточно, чтобы нефтегазовые доходы федерального бюджета рухнули в 3 раза, до 214 млрд рублей на май. К августу их объем вырос до 404 млрд рублей, но остался на треть ниже прошлогоднего уровня.
Для покрытия дефицита, который Минфин оценивает в 4 триллиона рублей в этом году и 2,7 триллиона в следующем, власти подготовили для нефтянников новые изъятия на сумму около 300 млрд рублей. Отменяются льготы по НДПИ и экспортной пошлине для истощенных месторождений — это даст около 100 млрд рублей, оценивает главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова.
Ликвидируются льготы по месторождениям вязкой и сверхвязкой нефти (160 млрд рублей), также меняется формула налога на добавленный доход (30 млрд рублей).
Более всего планы Минфина затронут Татнефть, Роснефть, ЛУКОЙЛ и Сургутнефтегаз, но даже даже если законопроект и будет одобрен, то, скорее всего, с рядом изменений в меньшую сторону, считает Крылова: «В противном случае проблема разработки так называемых ТРИЗов (месторождения с трудноизвлекаемыми запасами нефти), куда также относится сверхвязкая и сверхвысоковязкая нефть, так и останется нерешенной, так как компании будут смещать фокус инвестиций в другие месторождения».