Нам обещают победить коронавирус через год, когда удастся вакцинировать 70–80% населения. При этом вакцину, массовое производство которой пока не налажено, передают другим странам. Так, Российский фонд прямых инвестиций договорился о поставке в Индию 100 млн доз. Также препарат поставят в ОАЭ, Южную Корею, Японию, Грецию, Сербию, Саудовскую Аравию и на Филиппины. Чужие граждане важнее россиян?
Если Россия собирается обеспечить Индию 100 млн доз вакцины, это значит, что её могут в таком количестве произвести. Тогда непонятно, в силу каких фантастических причин не могут произвести, скажем, 200 млн доз и поставить их в Россию? Каким бы равнодушным к судьбам своих граждан ни было наше государство, совершенно очевидно, что лечение одного россиянина стоит значительно дороже, чем его вакцинация. Значит, даже оставляя в стороне соображения гуманизма, для нашего государства поставки вакцины «на сторону» чисто денежно невыгодный бизнес. К тому же очевидно, что если вторая волна развернётся так, как она сейчас разворачивается, то придётся опять закрываться, опять идти на карантин. А убытки от карантина в 100 млн раз больше, чем стоимость 100 млн доз вакцины.
Поэтому с чисто коммерческой точки зрения, если вакцина есть, ею надо обеспечивать прежде всего свою страну, а отнюдь не Индию. Повторяю: это не потому, что Путин добрый, хороший и человеколюбивый, а просто потому, что, во-первых, лечить людей – безумно дорого, и, во-вторых, вакцинация даёт возможность не вводить изоляцию и карантин, а это спасение для государства. Если первый карантин подрубил наполовину частный бизнес, а нефтяные, металлургические и прочие госпредприятия не особенно пострадали, то второй карантин добьёт всё окончательно, со всеми вытекающими отсюда катастрофическими последствиями, даже уже не денежными, а политическими. Это будет просто политическая катастрофа, и тогда нашей власти останется только принять «Новичок».
Но тут есть и другая сторона вопроса. Индия – страна осторожная, а вакцины производят не только в России. Причём работают над вакцинами все – и немцы, и американцы. И то, что Россия входит в узкий список тех стран, которые могут не только металлолом делать в виде никому не нужных ракет, идиотских бомб и тому подобного, а могут действительно нужные вещи делать, – это колоссальный успех России, российского здравоохранения и науки. И совершенно, кстати, недооценённый.