Фильм выпускника ВГИКа Алексея Евстигнеева «Золотые пуговицы» о воспитанниках московского кадетского училища вызвал бурные эмоции у европейских зрителей.
Фильм Алексея Евстигнеева «Золотые пуговицы», который был снят в московском кадетском училище имени Шолохова, получил в этом году сразу несколько наград, в том числе два приза в Кракове (лучший короткометражный документальный фильм и лучший европейский фильм) и на важнейшем фестивале документального кино Visions du Réel в Ньоне.
Журналист Сергей Золовкин, живущий в Германии, написал в своем блоге о реакции европейских зрителей на этот фильм:
«Завтрашних карателей воспитывают сегодня.
Сквозь всю эту коросту забронзовевшей диктатуры все равно что-то живое и талантливое просачивается. Но по каплям и не у нас в России.
Сейчас вот в нормальном мире обсуждают как творческий прорыв двадцатиминутный документальный фильм «Золотые пуговицы» Алексея Евстигнеева. Про пацанов, отданных в кадетское училище Росгвардии. Где думали, получится панегирик Золотову. Но 22-летний московский студентик перехитрил всех своих надзирателей. Смонтировав из невинных, казалось бы, кадров о буднях будущего оплота власти, зубодробительной силы изобличающий документ эпохи лицемерия и насилия.
— Вся власть от Бога, за неё истинный христианин обязан умереть в любой момент, — внушает на «уроках религии» некий батюшка. Тоненький голосок вопрошает, будут ли отвечать на Страшном суде за неисполнение охранного долга перед правителем даже дети?
— Всенепременно! — сочно басит служитель культа, якобы отделенного от государства.
Затем — обязательный просмотр новостей Первого и РТР. До Соловьева не доходит, позднее время.
Но перед отбоем — десять минут на звонок в семью или друзьям из прежней, доказарменной жизни. Иные из ребятишек, слыша родные голоса, не удерживаются от слез.
Но в целом они довольны. А то и счастливы.
— Мой папка был ОМОНовец. На мамку осерчал пьяный и облил ее кипятком. Она умерла, — буднично повествует мальчонка лет десяти, — А здесь меня никто не лупит, хорошо!
Немцы пишут: в кинозалах Польши, Франции, Швейцарии зрители на просмотрах рыдают. А у нас кто-то, что-то знает о пронзительной работе, успевшей уже завоевать ряд международных кинопремий?»
Публицист Илья Вайцман так прокомментировал этот пост:
«Золовкин пишет, что в Германии зрители на просмотрах этого фильма рыдают, а у меня что-то шерсть на загривке дыбом встала и клыки… Потому что я увидел картину подготовки янычар. Оторванных от семей, от друзей, от всего народа вообще детей натаскивают в личной преданности султану, как бойцов, воспитанных и готовых убивать и умирать за него. Выполнять, не рассуждая, абсолютно любые приказы «султана»…»
Между тем, сам автор фильма Алексей Евстигнеев в интервью Радио Свобода сказал:
«Это дети, которые еще не совсем понимают, куда они попали, для них это больше похоже на игру в войнушку, они мечтают попасть на стрельбище, чтобы подержать автомат в руках, в тире пострелять. Они весь день существуют без мобильных телефонов, и им на 10 минут перед отбоем дают ими попользоваться. У них есть 10 минут, когда они могут связаться с родителями или в игры поиграть. Каждый раз во время такого отбоя кто-нибудь заплачет, кто-нибудь посмеется. Мы изначально хотели строить фильм на этом переходе, когда они вдруг становились обычными детьми. Вот они военные, а тут эта игра заканчивается. Но нельзя даже сказать, какой путь был бы для них правильным. Потому что многие растут без отца, и отцов им заменяют воспитатели, действительно испытывают к ним ласковые чувства. Я назвал фильм «Золотые пуговицы» из-за эпизода, когда дети просят воспитателя подшить им пуговицы.
(…)
Я изначально начал снимать этот фильм с мыслью сугубо оппозиционной. И для меня было открытием, когда я понял, что это ребята, которым офицеры заменяют отцов. И ты уже становишься привязан не столько присягой, сколько человеческими отношениями. Я понял, почему на митингах эти ребята защищают власть. Я не могу говорить за всех омоновцев, но я понимаю, что они защищают именно свое детство, свою семью, и поэтому считают людей, выходящих на митинг, врагами…»