Мифы от дороговизны и жуткого роста цен из-за маркировки бутилированной воды развеиваются. Правда, только для тех компаний, которые готовы этой маркировкой заниматься на деле, а не на словах. Сам эксперимент начался в этом году, но копий сломано множество. Очередные баталии развернулись на двух слушаниях – в Совете Федерации и Торгово-промышленной палате.
Что характерно, шокирующие цифры по нелегальному обороту и подделке воды произносятся как бы вскользь. А ведь это война против нашего здоровья. А на войне все средства хороши. До конца готовы идти сенаторы. «Хочу сказать всем, что намеченный председателем Совета Федерации путь по очищению этого рынка мы будем продолжать. Вы знаете, как мы работали по лесу, будем работать так и по воде. Доведем до режима совещания у президента», — заявил первый зампред Совета Федерации Андрей Яцкин.
По данным ФНС, объем теневого рынка минеральной воды может составлять около 30%, Высшей школа экономики — 29-30%, сказал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
В ФНС эти данные подтверждают. Роскачество подтверждает — сейчас очевидны пробелы правового регулирования, позволяющие производить фальсификат. Рынок полностью разбалансирован, признает сенатор Сергей Митин. Особое внимание надо уделить усилению контроля, отметил глава Карачаево-Черкесии, где производится 10% российской минеральной воды.
Роспотребнадзор в прошлом году проверил более 50 тысяч объектов торговли и более 175 тысяч тонн воды – в 78% проверок выявлены нарушения.
Как же так выходит? «Есть вариант, что кто-то может произвести 100 тысяч бутылок, а по факту на рынке – миллион», — объяснил представитель Роспотребнадзора Дмитрий Макаров. В Минсельхозе называют проблему «дисбалансом». «Основной вопрос, который волнует всех сейчас, это вопрос дисбаланса между тем объемом воды, который добывается из скважин, и тем объемом, который производится в упакованном виде», — заявила замглавы ведомства Оксана Лут.
Ситуацию призвана решить маркировка воды. Пожалуй, наведение порядка – это большой жирный плюс этого нововведения. Другие (например, пресловутый реестр производителей, который ведет маркировка, и контроль добычи) даже рассматривать не надо.
Аргументы «против» серьезные: и дороговизна решений, и возможное подорожание, и падение рынка бутилированной воды из-за коронавируса, и много чего еще. Главные противники – крупные производители. «Несмотря на то, что крупные производители не участвуют, я назову своими словами – открыто бойкотируют проведение эксперимента и решения правительства в отношении проведения такого эксперимента, — тем не менее, Минпромторг, Минсельхоз, оператор мы проводим большую работу с теми, кто принял решение участвовать», — указывает директор департамента Минпромторга Екатерина Приезжева.
Падения производства нет (и слава богу!). По словам Оксаны Лут, производство росло как в прошлом году, так и в этом.
Как показывает опыт, настроить маркировку можно. Нужно просто это сделать. Тогда и будет видно, как вырастут цены – если вырастут. Производитель «Славмо» посчитал: на горизонте 5 лет затраты на одну штуку продукции – около рубля и это не должно отразиться на ценах, никто и не заметит.
«Это подъемно», — констатирует директор «Славмо» Анатолий Булдаков. Да и эти расчеты пока гипотетические – на время эксперимента оборудование и ПО бесплатное, его дает оператор ЦРПТ всем, кто участвует.
Выходит, здоровье можно купить за рубль?