Сразу 11 крупных автозаводов в Европе и Америке приостановили производство. Причина – нехватка чипов для легковых машин. Из-за дефицита полупроводников сейчас страдает и весь мировой автопром, и все остальные отрасли, связанные с электроникой. Главный поставщик микросхем, Китай, объясняет, что производство сокращено из-за торговых войн, развязанных США. Но Пекин делает все, чтобы решить проблему.
Первый международный автосалон года – и сразу 128 громких премьер. Представить их в Шанхае мировым автогигантам было особенно важно: китайский рынок единственный показывает посткоронакризисный рост. Футуристичный дизайн – скорее приятный бонус. И главное, в чем соревнуются автопроизводители, это электронная начинка, с которой «умные» машины сами едут, паркуются, заряжаются. И даже летают.
«Мы надеемся объединить в машине функцию езды и полета. Для нас это перспективное направление», – говорит генеральный директор автоконцерна XPeng Хэ Сяопэн.
Многие концепты, впрочем, так и рискуют остаться концептами. Ведь для массового производства не хватает в прямом смысле малого – микросхем.
«Взять наш средний автомобиль. В нем около 80 различных микрочипов для десятков функций. Естественно, ни один автозавод в мире не производит их все. И их нужно где-то закупать», – говорит президент автоконцерна NIO Ли Хунцинь.
«С конца прошлого года весь мировой автопром столкнулся с нехваткой чипов. И это продолжается до сих пор. Мы изо всех сил пытаемся решить проблему, но все упирается в цепочки поставок», – говорит исполнительный вице-президент автоконцерна SAIC Volkswagen Ю Цзинминь.
Дефицит на глобальном рынке чипов минимум в 20 процентов спровоцировала не столько пандемия, хотя из-за перехода на удаленку в мире действительно стремительно вырос спрос на высокоскоростные компьютеры, и производителям микросхем пришлось спешно переориентировать свои линии, сколько торговые войны.
В стремлении охладить китайский технологический пыл Вашингтон ведь наложил санкции на крупнейшего производителя микросхем Поднебесной – завод SMIC, лишив его оборудования, технологий и возможности продавать полупроводники американским компаниям. А опасаясь новых ограничений и будучи главной фабрикой планеты Китай еще и резко увеличил закупки микросхем у основного мирового производителя чипов в Тайване. Почти на 50 процентов – и это только в первом квартале.
В итоге для западного рынка у Тайваня не осталось почти ничего. А цены на полупроводники взлетели вслед за спросом.
«Этот чип стоил меньше пяти с половиной долларов. В январе – уже 13, а теперь – почти 62 доллара. Рост больше чем в 10 раз!» – говорит заместитель генерального директора компании по продаже электроники Ма Лян.
Производители китайской электроники вынуждены тоже поднимать цены, а мировые техногиганты предрекают «гаджетокатастрофу». Apple оценивает предстоящие потери в 4 миллиарда долларов. Снижения выручки ожидает Samsung. Но первый серьезный удар пришелся именно на автопром.
Уже приостановлено производство «Форда» в американском Огайо. «Хонда» останавливает шесть своих заводов в США, Канаде и Мексике. То же делает и «Ниссан». «Тойота» закрывает линию в Чехии. «Фольксваген» – конвейер в Португалии. Немецкие и британские предприятия сокращают рабочие смены – и так на трех континентах. И вот уже еврочиновники срочно требуют развернуть завод микросхем в Европе.
«Чтобы вести переговоры с партнерами, нужно четко обозначить области, в которых вы сильны, – говорит еврокомиссар Тьерри Бретон. – Мы в Еврокомиссии строго убеждены, что за нами должна оставаться, например, сфера производства полупроводников и наносхем. Потому что в конечном итоге на кону наша независимость».
Китай в этом смысле оказался расчетливей. И пока Европа только строит планы, а американские техногиганты вроде Intel заявляют о поиске денег на увеличение мощностей – вот и Джо Байден пообещал отрасли 37 миллиардов долларов – здесь уже создают целые «чипокластеры». Вот один из таких – в южном Фошане.
«В следующем году отечественные чипы будут доступны для применения в автоматическом вождении, распознавании лиц, интеллектуальных дверных замках, промышленных роботах и многом другом», – говорит технический директор компании по производству микросхем Цзян Чжаохуэй.
В новом пятилетнем экономическом плане КНР это даже назвали «полупроводниковой революцией». Для ее совершения Пекин активно создает производственные линии, переманивает на материк специалистов из Тайваня и в ожидании нового давления со стороны США закупает оборудование – в прошлом году почти на 18 миллиардов долларов. Что, впрочем, уже спровоцировало и его дефицит тоже. А значит, мировой рост цен на все, что связано с умной начинкой для электроники, неизбежен.