Стоимость полиса может вырасти, если страховщики перестанут учитывать износ пострадавшего автомобиля при денежной выплате на ремонт. Будущий рост тарифов подтвердили и в Центробанке.
В результате продолжающейся реформы обязательного автострахования в России тарифы на ОСАГО могут вырасти. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на экспертов и Центробанк.
Минфин обсуждает с участниками рынка дальнейшую модернизацию автострахования. Ключевых изменений три: увеличение максимальных выплат за ущерб жизни и здоровью до 2 млн руб., отказ от региональных и мощностных коэффициентов, отказ от учета износа транспорта при денежной выплате по ОСАГО.
Именно последний пункт может стать причиной значительного роста тарифов. По словам главы «РЕСО-Гарантии» Дмитрия Раковщика, если базовый средний тариф увеличить на 30%, это позволит покрыть все грядущие изменения.
По мнению исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, повышение лимита по выплатам за ущерб здоровью с нынешних 500 тыс. руб. до 2 млн руб. приведет к росту стоимости полиса на 1 тыс. руб. «А отказ от учета износа может увеличить годовую цену полиса еще на стоимость полубака бензина», — заявил Уфимцев.
Как пишет «Коммерсантъ», на общем годовом собрании Всероссийского союза страховщиков (ВСС) зампред ЦБ Виктор Чистюхин сообщил, что регулятор склонен поддержать отказ от износа, но это потребует корректировки тарифов в большую сторону. В Центробанке изданию сообщили, что осенью эти поправки будут обсуждаться в Госдуме.
Сейчас автовладельцы могут получить компенсацию за ущерб автомобилю либо ремонтом, либо деньгами. В ЦБ подсчитали, что ремонт выбирают только в 11% случаев, по данным страховщиков — в 20% случаев. Сейчас возраст автомобиля от десяти лет и выше позволяет снижать выплаты по нему на 30–50%.
На протяжении последних двух лет средняя цена полиса ОСАГО в стране почти не менялась и составляет около 5,5 тыс. руб. После реформы в 2019 году страховка подешевела на 318 руб.
В августе 2020 года стартовал второй этап реформы ОСАГО, которая увеличивала роль водительского опыта при расчете полиса: страховщики начали учитывать не только ДТП, но и нарушения автовладельцем правил дорожного движения.
Эксперты в целом позитивно оценили изменения. Они отметили, что благодаря новому подходу стоимость полиса станет более индивидуальной, а не будет являться «кассой взаимопомощи», когда не попадающие в аварии граждане фактически платили за тех, кто регулярно становился участником ДТП.