Глава Минпромторга Денис Мантуров выступил в защиту нового закона, по которому правительство может запрещать продажу любых товаров только потому, что они не будут зарегистрированы в специальном реестре системы учета отходов. Если же компания со своими товарами попадет в реестр, она будет обязана платить экосбор за 100%-ную утилизацию упаковки. За счет этого правительство хочет получить дополнительно 136 млрд руб. в год. Крупнейшие торговые сети предупредили – власти доведут ситуацию до пустых полок.
Глава Минпромторга Денис Мантуров ответил на обращение крупнейших торговых сетей и онлайн-ритейлеров, которые предупредили правительство о риске возникновения пустых полок из-за нового закона об экологическом сборе. Предпосылок для появления пустых полок в магазинах нет, заявил Манутров в интервью РБК.
«Мы не должны доводить до ситуации, чтобы были пустые полки», – сказал министр и добавил: «Никто не допустит такого, да и предпосылок для этого на сегодняшний день нет». Розничные сети («Магнит», «Лента», X5 Group) и интернет-ритейлеры (Ozon, Wildberries и «Утконос») считают иначе.
Дело в том, что власти решили заставить компании платить новый налог – экологический сбор. Контролировать его уплату они собираются через Единую государственную информационную систему учета отходов от использования товаров. Сейчас в ней зарегистрировано 20 тыс. компаний из 4 млн. Чтобы загнать всех в реестр, власти решили подготовить законопроект, согласно которому, правительство может запретить продажу любой продукции, если ее производителя нет в реестре и он не платит экосбор.
Более того, с 2022 года правительство намерено повысить экосбор с 10 до 45% от стоимости товара, чтобы собрать 136 млрд руб. дополнительно. Это дополнительно разгонит инфляцию и создаст риск исключения сотен тысяч, если не миллионов товаров из товарооборота. Действия властей приведут к разрушению сложившейся системы товарооборота в стране, написали представители торговли в правительство.
На это Мантуров заявил, что его ведомство всегда находило общий язык и компромиссы с бизнесом. Ни производители, ни система торговли не пострадают, заявил он. Министр напомнил о маркировке продукции, которая так же вводится властями. По его словам, сначала проводятся консультации, потом запускается пилот «и до тех пор, пока пилот не отработает, это иногда бывает год, а иногда больше, и, только после этого, когда мы убедимся, что все работает в штатном режиме, принимаем решения уже об обязательной (маркировке)». Тем не менее обязательная маркировка, ведущая к росту цен на продукцию, неоднократно приводила к сбоям – от лекарств, которые аптеки не могли продавать, до мороженого.
Редакция «Капитала Страны»