Расходы казны на трудоустройство одного безработного через государственные службы занятости составляют, по подсчетам экспертов, порядка 6 млн руб. То есть эти бюджетные расходы превышают десятилетний заработок этого трудоустроенного. Крайне неэффективные бюджетные расходы на содержание сети центров занятости по всей стране эксперты сравнивают с богадельней для десятков тысяч чиновников. Минтруд периодически заявляет о планах реформы служб занятости, имея в виду увеличение госрасходов на дополнительное обучение своих сотрудников.
На каждую тысячу сотрудников центров занятости приходится, по некоторым данным, около 50 трудоустройств в год. Бюджету одно трудоустройство может стоить годовой зарплаты 20 среднестатистических тружеников служб занятости — то есть более 6 млн руб., если учесть, что медианная зарплата в РФ превышала 32 тыс. руб.
Другими словами, бюджет расходует в расчете на одного трудоустроенного эквивалент его зарплаты за ближайшие 20 лет. Чтобы оправдать такие безумные госрасходы, можно вспомнить, что государственные службы заняты не только поиском работы для нуждающихся. По законам любой бюрократической структуры они добиваются расширения своего штата под новые и новые функции. В Федеральной службе по занятости есть не только отделы контроля трудового законодательства в сфере оплаты труда или в сфере охраны труда. Там есть и многочисленные отделы «коммуникативных проектов», «сопровождения проектной деятельности», «отдел консолидированной отчетности», «отдел межбюджетных трансфертов», «отдел планирования и контроля исполнения федерального бюджета», «отдел бухгалтерского учета» и еще десятки самых разнообразных подразделений вплоть до отдела «планирования и учета проектов автоматизации».
В нашей стране существует множество негосударственных кадровых служб и агентств по трудоустройству. И эти структуры помогают в поиске работы без привлечения миллиардов рублей из государственного бюджета. И они весьма критически оценивают эффективность систем государственного трудоустройства.
«Арсенал инструментов государственных служб занятости довольно скудный, эффективность низкая. Противодействие нарастающим рискам безработицы? Мимо. Удовлетворение потребности работодателей в качественных кадрах? Опять мимо», — перечисляет Дмитрий Дригайло, директор по стратегическим коммуникациям финтех-платформы «Фаст Ривер». В регионах эти государственные центры занятости по большей части являются центрами по оформлению пособий по безработице. Многомиллионным расходам на одного трудоустроенного удивляться не приходится, отмечает Дригайло.
В случае конкуренции с негосударственными службами занятости десятки тысяч их нынешних сотрудников сами могут оказаться безработными, считает эксперт.
Расходы на содержание государственной системы трудоустройства он называет непомерными тратами, которые оплачивают российские налогоплательщики.
«Государственная система трудоустройства была создана и работала в плановой советской экономике. Молодой человек после службы в Советской армии мог получить направление для трудоустройства на ближайший завод. И с распадом СССР эта система фактически умерла. Сейчас ее чиновники заняты симуляцией активности и профанацией деятельности», — говорит президент SuperJob Алексей Захаров.
Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить, сколько граждан обращаются за поиском работы в государственные центры занятости и в негосударственные агентства. «Самые крупные агентства получают за полдня столько же обращений, сколько вся государственная служба занятости за целый год», — утверждает Захаров. Он подтверждает, что одно трудоустройство приходится примерно на 20 сотрудников центров занятости в год.
При этом Захаров призывает не смешивать «в одну кучу» центры занятости с инспекциями по труду. Все они подчиняются Минтруду, но расходы и штаты у этих служб разные. «Государственные инспекции по труду — это эффективные структуры, к которым с уважением относятся работодатели. Ежегодное выделение из бюджета около 40 млрд руб. на обучение граждан новым специальностям эксперт также называет бессмысленной растратой государственных средств. «В этих программах бюджетного обучения для получения навыка, который осваивается за два часа, официально выделяется по 140 часов учебного времени», — говорит Алексей Захаров.
Минтруд расставаться с сетью центров занятости, разумеется, не хочет. И настаивает на пользе от этой структуры.
«В 2020 году на одного сотрудника центра занятости в среднем приходилось 79 трудоустройств», — сообщили «НГ» в Минтруде. «При этом важно понимать, что сотрудники центров занятости занимаются не только подбором подходящей работы. Это не единственное направление их деятельности», — говорят представители ведомства Антона Котякова. По данным Минтруда, число обращений граждан в центры занятости в прошлом году возросло более чем в 3 раза.
Специалисты центров занятости помогают трудоустраивать в том числе уязвимых на рынке труда категорий граждан, разъясняют чиновники. «Это и длительно неработающие граждане, и освободившиеся из мест лишения свободы, а также женщины в отпуске по уходу за ребенком и те, кто имеет ограничения по состоянию здоровья. В силу определенных особенностей таких соискателей для их трудоустройства требуется более длительное время», — говорят в Минтруде.
«Сейчас по всей стране реализуется пилотный проект по модернизации центров занятости», — напоминают в министерстве. «Все услуги по трудоустройству или рекрутингу будут оказываться в соответствии с новыми стандартами, которые сейчас разрабатываются. С начала старта проекта его участниками стали 128 центров занятости по всей России», — обещают в Минтруде. По состоянию на 30 сентября в центрах занятости зарегистрировано менее 890 тыс. безработных граждан. За первое полугодие было трудоустроено около 1,4 млн человек — почти в 2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года, когда в связи с трудоустройством с учета было снято около 728 тыс. граждан, сообщили представители Минтруда.