Глядя на цифры годового отчета, который УВЗ, наконец, представил общественности, понимаешь, почему команда Сиенко не пиарит свои достижения. Их просто нет. Более того, анализ финансовых показателей лишний раз подтверждает очевидную истину: г-н Сиенко давно «не тянет».
Итак, по итогам 2014 года чистый убыток Уралвагонзавода по РСБУ составил 4,8 млрд. руб. против 443,8 млн. руб. прибыли годом ранее. Те самые 10 раз. Что интересно – еще в конце прошлого года компания давала качественно иные цифры. Об убытке речь и не шла, а чистая прибыль прогнозировалась в размере 663 млн. руб. Динамика рисовалась красивая, по принципу «сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня». В итоге получилось на 5 миллиардов в минус. Как считали экономисты на УВЗ, из чего исходили в декабре месяце – остается только предполагать.
Не сбылись декабрьские прогнозы и по двукратному увеличению годовой выручки. Вместо 135,1 запланированного миллиарда НПК выдала всего 74,12 млрд, продемонстрировав неприличный 7-процентный рост. При этом прибыль от продаж увеличилась в 21,2 раза, составив 4,4 млрд рублей. В основном, за счет экспорта (четверть от объема продаж принесли 90% объема прибыли). Взрывными темпами росли долги предприятия перед кредиторами. Долгосрочные обязательства — в 3,1 раза до 47,321 млрд руб., краткосрочные — на 26,8% до 66,2 млрд руб.
Невеселая получается картина. При этом нельзя говорить, что государство не благоволит предприятиям корпорации. В прошлом году на предприятиях УВЗ значительно вырос объем госзаказа — до 54,4 млрд руб., что в 2,5 раза больше, чем в 2013 году. И выполнен он был полностью и даже досрочно, а октябре. В ближайшее время Минпромторг примет, судя по всему, окончательное положительное решение по госгарантиям на 20 млрд рублей. Еще 7 млрд госгарантий по кредиту получит самая проблемная «дочка» УВЗ – «ЧТЗ-Уралтрак».
Попугав г-на Сиенко своим иском на 6,6 млрд рублей и почти 40 млн USD, взял паузу «Альфа-банк». Пиарщики корпорации усиленно продвигают тезис о том, что «все бы ничего, но подвел московский контракт с трамваями PESA, на котором завод потерял 3 млрд рублей». И все равно хочется спросить: «если все так хорошо, то почему все так плохо?»
К слову, о трамваях. 3 миллиарда потеряно из-за «девальвации рубля». Напомним, в Москву УВЗ должен поставить 120 вагонов фирмы PESA, которые соберут на Урале из польских машкомплектов. То есть, налицо банальная отверточная сборка. И никакого производства. Мы уже писали о странностях данного контракта. Цена вагона, собираемого нашими рабочими в Свердловской области, была на 28% или 16 млн рублей(!) больше, чем если бы Москва закупила эти трамваи из Польши напрямую. Умножим 120 ед. на 16 млн и получим 1,92 млрд явной переплаты. С учетом этих цифр плач о потере предприятием кровно заработанных 3 ярдов как-то не соответствует действительности.
Говорить об экспорте вооружений нет смысла – это стабильная статья, тем более приносящая 9 рублей из 10 прибыли. Остальные 75% продаж и рубль прибыли из десяти – это гражданская продукция. Та самая, которая почти не производится. И это не пиар: за 1 квартал 2015 года завод выпустил всего 930 ж/д вагонов. ЧТЗ, отметивший накануне свой 82-й день рождения, может не дожить до 83-летия – под угрозой увольнения 8 000 человек, в месяц продают по 2-5 машин. Не состоялся ни один из ранее заявленных проектов в сфере вагоностроения, сельхозмаша. Забыты уже и громкие обещания по выпуску экскаваторов. Сегодня в ходу новые рассказы: о вагонах-думпкарах и рефрижераторах.
Вот только дальше разговоров и очередных просьб о бюджетном финансировании у Сиенко дело не идет. А может, в этом особый маркетинговый ход, know-how, так сказать, его команды? Вот только до добра такой «хоккей» ни предприятия, ни людей, там работающих, не доведет. Им он явно не нужен.
Семен Артемьев
Источник: og.ru