В пятницу Греция должна выплатить МВФ по крайней мере четверть от 1,5 млрд евро, которые должны быть погашены в июне. И новые кредиты Афины получат только в том случае, если проведут необходимые экономические реформы.
Греческое правительство утверждает, что денег не хватит для всех выплат, поэтому кредиторы должны признать проблему и списать часть долга, а не настаивать на том, что у Греции слишком большие расходы, поэтому надо сокращать пенсии или вводить другие подобные меры, которые идут вразрез с волей греческих избирателей.
Возможно, какое-либо соглашение будет достигнуто в последнюю минуту, если кредиторы все же решат дать денег Греции, не требуя их возвращения, или если греческое правительство пойдет на уступки, так как покидать еврозону – это не самая лучшая идея.
Но пока не очень похоже, что стороны вообще заинтересованы в соглашении.
Европейские власти не хотят идти на компромисс с нынешним греческим правительством, потому что:
- они не считают, что должны это делать, так как греческие угрозы покинуть еврозону пусты и греки не хотят этого;
- они считают, что при достаточном давлении греческое правительство просто поменяется, как это происходило в прошлом уже несколько раз в Италии и в самой Греции;
- любая сделка с Грецией – это удар по имиджу, а любая победа Афин будет угрожать политической стабильности в ряде стран еврозоны, включая Испанию, Португалию, Италию, Финляндию и, возможно, даже Нидерланды и Германию.
Кроме того, сейчас европейским кредиторам уже не нужны просто слова, они хотят увидеть реальные шаги. Например, начало работы над согласованными экономическими реформами, движение к первичному профициту и устойчивые изменения долгосрочных политических настроений, что означало бы возможность возвращения средств другими странами.
Но это все невыполнимо при текущем греческом правительстве. Возможно, удастся договориться на условиях изменения состава правительства.
Есть еще также СИРИЗА, которой сделка вообще не нужна. Она считает, что жесткая экономика разрушает жизнь греков, а десятилетия жесткой экономики будут означать десятилетия греческого экономического страдания.
С ее точки зрения, выход из еврозоны или дефолт, которые могут быть экономически болезненными в краткосрочной перспективе, будут все равно лучше, чем политика экономии. Единственное соглашение, которое она признает, должно включать в себя отказ от жесткой экономии и прощение долгов.
Тем не менее переговоры продолжаются. Европейские лидеры ждут от греческого правительства любой ошибки, которая привела бы его к краху. Кроме того, они не хотят, чтобы grexit произошел по вине кредиторов: лучше будет, если Греция сама так решит. Афины же сейчас стараются сделать все, чтобы было ясно — дефолта или выхода страны из еврозоны просто невозможно избежать и сделать это вынуждают именно кредиторы.
Последние переговоры дали четкое представление, что кредиторы не намерены рассматривать какое-либо облегчение долгового бремени, а цели по первичному профициту весьма жесткие (1% в 2015 г., 2% в 2016 г., 3% в 2017 г. и 3,5% в последующие годы). Но ситуация в экономике продолжает ухудшаться, поэтому даже 1%-й дефицит стал бы невероятным успехом. Кроме того, греческое правительство еще должно быть способно как-то гасить свои долги, а уже сейчас ясно, что денег на это в стране просто нет.
С другой стороны, греки сделали встречное предложение, но его, кажется, вообще никто не рассматривал всерьез. Немецкий министр финансов Вольфганг Шойбле некоторое время назад сказал, что никто понятия не имеет, каким образом может быть достигнуто соглашение.
Самое смешное, что даже если соглашение будет достигнуто, то ничего не изменится. Сейчас обсуждается только вопрос выплаты окончательного транша в 7,2 млрд евро. Этого хватит на то, чтобы выплатить все, что нужно в июне (около 6,5 млрд евро). Но у Греции все равно нет денег на выплаты по своим долгам в июле и августе. То есть нужна будет новая программа спасения, объем которой должен составлять не менее 30-35 млрд евро, а это означает новый набор экономических реформ и избыточных целей!
Судя по всему, потрясений Европе не избежать. И если Греция не обвалит евро в июне, то она вполне может сделать это в оставшиеся два летних месяца.
Источник: vestifinance.ru