Самолет — российский, в кресле командира корабля — очаровательная сеньорита, а летим мы в Калифорнию. Ситуация, мягко говоря, непривычная. Остается лишь добавить, что и Калифорния тоже особенная: американцы там не хозяева, а гости.
…Толука — город в 70 км от Мехико, расположенный на высоте 2,8 км над уровнем моря. Международный аэропорт, который находится здесь, не самый простой для полетов. Впрочем, в этих краях почти все аэропорты такие. И внутренний авиарейс — это, как правило, перелет длительностью 1-1,5 часа между высокогорными городами. Отсюда повышенные требования к пассажирским самолетам, в чем-то взаимоисключающие: для взлета в условиях разреженного воздуха нужны мощные двигатели, которые одновременно должны быть еще и максимально экономичными. Керосин дорог.
Мексиканцы долго и тщательно выбирали себе региональный самолет. Конкуренция была жесткой: канадцы предложили новую модель «Бомбардье СиЭрДжи-1000», бразильцы — коммерчески успешный «Эмбраер-190», мы — «Суперджет». Все самолеты с близкими показателями по дальности полета и коммерческой загрузке.
Картина маслом: с севера — канадцы, с юга — бразильцы. «Бомбардье» и «Эмбраер» давно и жестоко бьются за мировые рынки региональных самолетов и уж Мексику рассматривают как свою вотчину. Победа российского «Суперджета» стала сенсацией: мексиканская компания «Интерджет» заказала 30 таких самолетов в компоновке на 93 пассажирских кресла. Половина уже получена и активно используется. Причем не только на внутренних линиях — «Суперджеты» летают в американские Хьюстон и Сан-Антонио, получая лестные отзывы пилотов и техников и пользуясь любовью пассажиров.
Впрочем, как известно, лучше один раз увидеть. Маршрут нашего «Суперджета»: Толука — Лос-Кабос. Все быстро: в самолет, который полчаса назад только приземлился, объявлена посадка. Через считаные минуты пассажиры по двум трапам поднимаются в салон. И — полетели. «Суперджет» здесь работает как маршрутный автобус. С той лишь разницей, что по уровню комфорта он не «газель», а лимузин.
Кроме шуток: широкие кресла с дизайном от престижной итальянской «Пининфарина», обтянутые кожей светло-серого цвета, большое пространство для ног, а также бортовая система развлечения пассажиров. Вам приходилось видеть «Бентли» в качестве маршрутки? Вот и мне тоже — раньше не приходилось.
«Суперджет» через океан с пассажирами не летает, поэтому Атлантику мы пересекали на огромном «Боинге-747». По уровню удобства для пассажира сравнение отнюдь не в пользу «Боинга».
Современная авиация интернациональна. «Суперджет» создавался при участии итальянцев, на самолете стоят российско-французские двигатели. Интерьеры делают как итальянские, так и американские компании.
Тем не менее это наш самолет. И таковым его в Западном полушарии и воспринимают.
Конечная точка нашего маршрута — Лос-Кабос, это курорт на северо-западе Мексики: горы, пустыня и бесконечные пляжи, где Тихий океан встречается с морем Кортеса. Расположен в Калифорнии. Только не в той, которая принадлежит США. Большую часть Калифорнии американцы захватили у мексиканцев 160 лет назад, Мексике осталась Нижняя и Южная Калифорния.
Билет в оба конца стоит $300. Не сказать, чтобы дешево, но в салоне «Суперджета» я не вижу ни одного свободного кресла.
В полете предлагают мексиканское пиво и вино, шотландский виски и финскую водку. Из закусок — чипсы. Проголодаться не успеваем, рейс короткий.
Это примерно как нам слетать в Крым. Недавно «Ред Вингс» начала полеты на «Суперджете» из Ульяновска в Симферополь. В этой компании России летает и единственная женщина — второй пилот «Суперджета» Дарья Синичкина.
Мексиканские летчицы тоже освоили этот самолет.
«Всего на «Суперджетах» у нас летают пять женщин, — рассказывает технический директор «Интерджета» Оскар Аргуэлльо. — Четверо — капитаны, и одна пока еще второй пилот».
Интересная особенность мексиканских «Суперджетов»: из двух туалетов на борту задний (он более просторный и комфортный) отдан исключительно дамам.
В салоне я сижу в кресле на 12-м ряду. Следующий ряд — 14-й. 13-го нет: к суевериям здесь относятся серьезно.
Пилоты-мексиканцы за глаза называют русский самолет «маленький танк», отмечая его надежность и выносливость, а также отменную управляемость: «Почти как истребитель».
Несколько летчиков пришли в авиакомпанию из мексиканских военно-воздушных сил и знают в этом толк.
Хотя «Интерджет» обычно своих будущих пилотов набирает из гражданских летных школ, после чего уже в компании их доучивают. Сначала на тренажере лайнера А320, а потом отправляют в Италию в учебный центр SuperJet International, где есть тренажер «Суперджета» — таких в мире всего три: в Жуковском, Шереметьево и Венеции. Тренажер — удовольствие дорогое, стоит порядка 16 млн долларов. При том что каталожная цена самого «Суперджета» начинается от 35 млн.
С осени 2013 года мексиканские «Суперджеты» налетали свыше 30 тыс. часов. Каждый самолет в среднем проводит в воздухе пять часов в сутки.
Условия эксплуатации здесь очень сложные: в основном из-за высокогорных аэродромов и высоких температур наружного воздуха.
«Обычно в пассажирском салоне устанавливают давление, соответствующее полету на высоте 2200 метров, — рассказывает представитель техцентра SuperJet International, обеспечивающего послепродажное обслуживание SSJ100 в «Интерджет». — Пассажиры так чувствуют себя комфортнее. Здесь же аэропорты расположены на 2,4- 2,8 км над уровнем моря, это дополнительная нагрузка и для людей, и для техники».
Тем не менее полет в мексиканском небе оставляет приятное впечатление. На большинстве самолетов, если бортпроводник везет по проходу на тележке напитки и еду, то в проходе с ним не разминуться. А в «Суперджете» — легко.
Очень большие и удобные багажные полки, соответственно нет конфликтов между пассажирами. На экранах мониторов транслируют виды с наружных камер и маршрутную карту.
Со своего кресла у окна я встал и вышел в проход, не поднимая соседей. Практический совет: на борту «Суперджета» наблюдайте за стюардессами. Во время турбулентности они ходят по салону, упираясь руками в специальные выемки на нижней кромке багажных полок. Удобно.
Забыть мелкий пакет в огромной багажной полке невозможно: там установлены зеркала. Все продумано до мелочей.
По оценке технического директора «Интерджета» Оскара Аргуэлльо, который в Мексике вводил в строй самолеты типа А320, «Суперджет» удачнее «Эрбаса», работать с русским самолетом легко и приятно. Будучи более комфортным, он экономичнее конкурентов.
Готовность мексиканских «Суперджетов» к вылету сегодня составляет 99%. Никаких серьезных проблем за три года эксплуатации не выявлено.
Ренат Закиев, Дмитрий Сосновский
Источник: vpk.name