Под государственность Украины на протяжении всего времени ее формирования закладывалась «мина замедленного действия», и характерные для современного мироустройства центробежные тенденции не могли не отразиться на ней
«Нельзя недооценивать того, что без Украины Россия перестает быть империей, с Украиной же, подкупленной, а затем и подчиненной, Россия автоматически становится империей». Это высказывание известного русофоба Збигнева Бжезинского стало на Украине весьма популярным. Особенно сейчас, в разгар гражданской войны на юго-востоке страны. В качестве первоисточника ссылаются на книгу Бжезинского «Великая шахматная доска», забывая или, скорее, не зная, что полное ее название — «Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)». Так что вовсе не об Украине беспокоится пан Збишек, а, как всегда, проявляет заботу об интересах США. Украина для него лишь фон, контекст, пример, подчеркивающий имперский, сиречь по Бжезинскому, агрессивный характер России.
Для укро-патриотов этот тезис Бжезинского стал поистине «палочкой-выручалочкой». Именно «имперскими экспансионистскими устремлениями» России можно было объяснить (и объясняют) все провалы Украины на пути к подлинной политико-экономической состоятельности. Результатом этого движения в никуда, только бы «подальше от России», стало появление на месте цветущей советской Украины «failed state», то есть «государства-неудачника» или, согласно одному из определений, «государства в руинах».
Такое государство не может дальше поддерживать свое существование и становится недостаточно легитимным не только среди международного сообщества, но и, прежде всего, в глазах собственного народа. Тем более, государство Украина, возникшее не в результате естественного процесса, а сложенное из совершенно разных в культурно-историческом отношении частей и замкнутое в единое административно-территориально пространство границей. Сложенное, подчеркну, Советским Союзом — по сути, той самой империей, которую сегодня Запад обвиняет в расчленении Украины. Потому напомним еще раз, как шел процесс ее искусственного огосударствления.
В 1920-1954 годах Украина без малейших на то усилий получила следующие территории. Из состава РСФСР: русскую приазовскую часть Области Войска Донского (1920 год); русский Донбасс (1923 год); Путивльский уезд (без Крупецкой волости), Креничанская волость Грайворонского уезда и две неполные волости Грайворонского и Белгородского уездов Курской губернии (1925 год); в ее состав вошли: Семеновская волость Новозыбковского уезда Гомельской губернии, Троицкая волость Валуйского уезда Воронежской губернии (1926 год); Крымская область (подарок Украине Хрущева в 1954 году).
В 1939 году к Украине решением Сталина была присоединена часть Польши, получившая по велению же Сталина название Западная Украина — нынешняя Галичина (территории западнее линии Керзона были возвращены Польше после окончания Великой Отечественной войны). Из состава Румынии к Украине отошли Северная Буковина, область Герца, южная часть Бессарабии (Буджак), северная часть Бессарабии (1940 год). Из состава Чехословакии — в 1946 году Подкарпатская Русь (Закарпатская Украина).
Апофеозом утверждения государственности Украины явилось ее членство в ООН (1945 год) практически в роли самостоятельного национального государства. Что стало возможным благодаря усилиям СССР, который после Победы над фашизмом обладал непререкаемым международным авторитетом. (Точно так же стала членом ООН и Белоруссия — БССР).
Столь высоко на мировой арене Украина больше никогда не поднималась и вряд ли поднимется. Разве что вступит в ЕС, НАТО и куда-нибудь еще, что по уровню все равно будет на порядок ниже. Но, возвращаясь в то еще недалекое прошлое, следует сказать, что к середине 1950-х годов Украина фактически была превращена в «империю в составе империи» с метрополией в столичной области (Харьковская 1919-1934 годы, Киевская) и разноплановыми национальными окраинами, из которых для блага столичного города (особенно Киева) выкачивались деньги, ресурсы, переманивались кадры.
Столь масштабные национально-территориальные трансформации производились без учета мнения населения, исключительно по решению «партии и правительства». Таким образом, под государственность нынешней Украины закладывалась «мина замедленного действия».
Характерные для современного мироустройства центробежные тенденции не могли, следовательно, не отразиться и на Украине. Первый пример тому — Крым.
На Западе явно не задумались над тем, почему вдруг население полуострова единодушно приняло решение вернуться в состав России. Запад не придумал ничего лучшего, как обвинить Россию в «аннексии» Крыма, объясняя результаты референдума тем обстоятельством, что он якобы проводился «под дулами автоматов». Отсюда, дескать, и столь высокий результат — 95% за присоединение к России.
Для западного «поедателя бургеров» «дула автоматов» звучат особенно убедительно. И вот спустя почти год компания «GfK Украина», входящая в немецкую «GfK Group» со штаб-квартирой в Нюрнберге, которую невозможно заподозрить в симпатиях к России, проводит социологическое исследование и выясняет, что более 90% жителей Крыма поддерживают воссоединение с Россией. Против высказались 4% крымчан, как и в прошлом году. И это «аннексия»? А как быть с Уставом ООН, где закреплено право наций на самоопределение? Такой вопрос поставил глава МИД РФСергей Лавров. Представители западных стран красноречиво промолчали…
В Крыму, между прочим, считает русский язык родным почти столько же в процентном отношении людей, сколько и высказавшихся «за Россию». Аналогичная картина с русским языком и на Юго-Востоке Украины. Здесь люди тоже восстали против попрания своих прав, о соблюдении которых любят разглагольствовать западные политики. Но вместо диалога и еще возможного тогда компромисса власти обрушили на регион лавину бомб, снарядов, пуль. Так обычно разговаривают с несогласными странами США и их натовские вассалы, воодушевив «личным примером» Украину на аналогичные карательные акции в Донбассе и Луганске. Против своих граждан, на территории своей же страны, чего не делал даже Гитлер.
Однако ни об украинских карателях с их акцией устрашения непокорных — т. н. АТО, ни о государственном перевороте и пришедшей к власти в Киеве националистической хунте в западных СМИ информации почти нет. В «либеральных» Европе и США умеют закрыть рот всем, кто не поддается давлению «корпоративного мнения». Лидер французской партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен — из тех редких политиков, кто старается донести до европейской общественности правду, отметила недавно: «Что касается Украины, то мы ведем себя, как слуги американцев», — и обвинила украинское правительство в «бомбардировках мирных жителей», подчеркнув, что в Европе предпочитают «умалчивать об этой скандальной реальности». «Цель американцев — начать войну в Европе, чтобы подтолкнуть НАТО к российской границе», — написала Ле Пен в своем микроблоге в Twitter, добавив, что украинский кризис должен быть урегулирован только дипломатическим путем.
О мирном пути шла речь и на Мюнхенской конференции, но возможен ли сегодня такой путь, если он обильно полит кровью донеччан и луганчан? Так, по данным германской разведки (sic!), в Новороссии погибло уже более 50 тыс. мирных жителей. Думаю, реально потери значительно больше, но 50 тыс. — это тот минимум, который уже нельзя утаить. И следующим может быть любой другой регион страны, поскольку неизгладимые противоречия заключены в самом украинском государстве. Судите сами. Мог ли русскоязычный Крым, исторически тяготеющий к России, испытывать симпатии к националистической и потому враждебной Галичине? А как могут относиться к ней Донбасс и Луганск? И возможно ли братское единение Запорожья с Закарпатьем, когда истоки одного надо искать в православной Малороссии, а корни второго уходят в католические Венгрию и Словакию?
Сравнения подобного рода можно нанизывать один на другой до бесконечности, и каждое из них, даже, на первый взгляд, самое незначительное, может стать катализатором в новом внутриукраинском конфликте. «Нэзалэжна» Украина постоянно пребывает в состоянии полураспада. Россия поддерживала свою украинскую соседку и экономически, и политически. Резко выступала против территориальных притязаний к Украине со стороны Румынии, Венгрии, Словакии, Польши. Растила, как говорят в народе, своего «крокодильчика»… И вырастила. Однако, по мнению вице-президента США Джозефа Байдена, во всех украинских бедах виновато российское руководство, которое раскололо «Украину на восточную и западную части». И грозит он России: «…если она продолжит следовать нынешним курсом, Запад продолжит заставлять ее платить по счетам». (Тысячу лет грозят, а Россия все стоит!). Видимо, доктор юридических наук Байден плохо учился и в школе, и в трех университетах, если, вплотную занимаясь вопросами войны и мира в Европе, плохо знает историю столь любезной его «ястребиному» сердцу Украины.
Вся западная мудрость сегодня как раз и заключается в том, чтобы наставить нас платить по «их» счетам! А в остальном и американским политикам и чиновникам, и европейским глубоко безразлична судьба Европы и уж тем более — маргинальной Украины. Вы только вдумайтесь в тот бред, который Байден нес на голубом глазу: «Слишком много раз президент Путин обещал мир и завозил танки, войска и оружие. Мы продолжим поставлять Украине оборонительную помощь. Не для разжигания войны, а для того, чтобы позволить стране защитить себя. Позвольте выразиться ясно. Мы не верим, что для Украины существует военное решение. Позвольте мне выразиться так же ясно — мы не верим, что у России есть право делать то, что она делает. Мы также верим, что у народа Украины есть право себя защищать». Такова официальная точка зрения второго лица американского государства — того самого, от имени которого и вещает Байден.
Подобные политические заявления СМИ транслируют много раз на дню, что, собственно, предопределено законами «жанра» широкомасштабной информационной войны против России. Слушаешь, смотришь такое и приходишь к выводу, что маразм на Западе зашкаливает. Вполне естественно, что и «вашингтонский оракул» Збигнев Бжезинский продолжает запугивать Европу (и Украину). В интервью «Евроньюс» Бжезинский говорил (о Владимире Путине): «Он хочет возродить Советский Союз. И Украина — цена за это. Если он сможет заполучить Украину, он может попытаться реализовать свою мечту».
И Украина тоже совсем не случайно впадает в истерику якобы по поводу «российской агрессии». Но «агрессия» здесь не при чем: наступает время платить по счетам. А средства, в том числе заемные, израсходованы на войну. Украину может спасти от дефолта только помощь международных кредиторов.
Как замечает известный украинский обозреватель Александр Роджерс, дефолт Украине не грозит — «он просто неизбежен». Сегодня украинская экономика принадлежит к числу наиболее убыточных в мире. Киев уже давно живет по принципу «только бы день простоять да ночь продержаться», — иначе «проекту Украина» наступит конец. Другие варианты просто не просматриваются.
Так, по словам источника, которые еще в конце декабря 2014 года приводило РИА «Новости», из 6,5 млрд. долл., которые Украина должна выплатить заемщикам в 2015 году, лишь 1,5 млрд. — долг перед МВФ. Остальное — долг перед Россией. Получается, что в случае привлечения европейских денег, большая их часть тут же уйдет в Россию. Европу и США это, разумеется, не устраивает. Вместе с тем, если Украина при поддержке Запада ценой большой крови добьется своих целей и образует Донецко-Луганский бантустан, то на плечи Запада ляжет окончательно разоренная в процессе «достижения свободы и демократии» экономика, которую придется «спасать».
Но вряд ли это реально: приблизительный расчет показывает, что попытка дотянуть Украину хотя бы до уровня Венгрии или Румынии, не самых успешных стран Евросоюза, обойдется последнему не менее чем в 1 триллион евро. Именно в такую сумму обошлась Западной Германии адаптация значительно более развитой и дисциплинированной ГДР. Найти такие деньги абсолютно негде, к тому же в случае с Украиной отсутствует та мотивации, какая была при объединении Германии.
Правда состоит еще и в том, что европейская семья народов без Украины не чувствует себя неполной. В Европе хорошо понимают, что перетягивание Украины от России — предприятие чрезвычайно затратное, и хотят, чтобы Украина оплатила это предприятие сама.
Однако самым желанным для Европы вариантом является тот, когда все украинские расходы возьмет на себя Россия.
Последние события показывают, что Украина и Россия теперь будут жить каждая своей жизнью. Соответственно, и экономики наших стран будут уже другими. Времена взаимосвязи, а точнее зависимости экономики Украины от России уходят в историю. И теперь Украине нужно будет сформировать новую модель экономики, но уже без России и без ее финансовых вливаний. Сегодня Украине легче расколоться, чем определиться с внешнеполитическим выбором. Именно эта логика предопределяет неминуемый ее распад на отдельные вотчины.
Этот процесс начался, когда олигарх Игорь Коломойский создал в Днепропетровской области «удельное княжество». Границы «княжества» сейчас охватывают также Запорожскую область. Под «свою вельможную руку» миллиардер взял Одесскую и Николаевскую области. В Закарпатской области всеми делами заправляет олигарх Виктор Балога. Именно эти два человека выдвигают киевской хунте предложение провести в стране всенародны референдум по вопросу войны: прекращать ее немедленно или продолжать до «победного» конца?..
Как бизнесмены они прекрасно понимают: только кончатся заемные деньги, воевать станет нечем и начнется распад Украины (президент Петр Порошенко — тоже олигарх). А далее, заметим, «черная украинская дыра» засосет в себя Европу и ее «окрестности», включая евроатлантическое пространство во главе с НАТО.
России нет никакого смысла стремиться на Запад, поглощая по пути Украину. В любом случае, главным в русском имперском проекте всегда была никак не Украина, а ориентация на бурно развивающуюся Европу. С утратой Украины и Прибалтики Россия сохранила выход к морям и океанам, и в рамках нынешней геополитической модели ей этого хватает. А с вхождением Крыма в состав России под военно-политический контроль взят весь Черноморский бассейн, что, кстати, позволило решительно отказаться от «Южного потока» и приступить к реализации «Турецкого потока».
Европа, похоже, еще не поняла, что «после Крыма» геополитическая расстановка сил в мире изменилась в пользу России. Сегодня Россия и без Украины уже Империя. А вот Украина без России утрачивает свое стратегическое значение, как для Европы, так и для Америки. Разве что остается в рамках нынешней геополитической игры как натовский полигон или как территория для размещения натовских баз. Но в этом случае сразу попадает под прицел российских ракет.
Сегодня вектор развития России развернут в азиатском направлении. Так что цитата Бжезинского, которой постоянно пугают Украину и «демократические» страны Запада укро-патриоты, не соответствует нынешним геополитическим реалиям. Перестала быть актуальной и его книга «Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)» (1997 год). Россия отрабатывает свой собственный проект, места в котором для бандеровской Украины нет и не будет. А вот быть ей вообще или прекратить свое существование, от России зависит напрямую: спасет ли и на этот раз… Неужели трудно понять, что Украина без России — это страна без будущего?
В. Панов
Источник: evrazia.org