Стихийные бедствия и экологические катастрофы могут существенным образом влиять на геополитический ландшафт, затягивая в дипломатическую рутину как правительства пострадавших стран, так и окружающие их сверхдержавы. Неотложные меры реагирования на эти бедствия зачастую принимаются с должным уровнем сострадания и без дискриминации отдельно взятых этнических или политических групп, однако на дальнейших этапах порой начинается «перетягивание каната» среди государств, стремящихся распространить свое политическое, экономическое или культурное влияние на пострадавшую территорию. Для таких сверхдержав, как США, Китай и Россия, уникальная концепция «дипломатии катастроф» могла бы стать актуальной возможностью для демонстрации «мягкой силы» и одновременно для проявления истинных намерений, которые стоят за гуманитарной и экономической помощью регионам, пострадавшим от природных кризисов.
Усиление конкуренции за истощающиеся природные ресурсы вкупе с ростом населения планеты создали почву для обсуждения, результат которого может повлиять и на население пострадавших стран, и на соседние сверхдержавы. Для заинтересованных сторон – это отправная точка для дипломатического взаимодействия в случае природной катастрофы. В ситуации, осложненной идеологическими и этническими противоречиями, всеобщего согласия проще всего достичь в отношении вопросов защиты природных ресурсов и необходимости предотвращения экологических катастроф в будущем. В этом контексте возможна реализация «дипломатии стихийных бедствий», поскольку от наличия и защиты природных ресурсов зачастую зависит экономическая стабильность отдельно взятого региона и его населения. Вопросы глобальной экологической устойчивости имеют долгосрочное влияние на механизмы поддержания мира в международном и региональном масштабе, формируя потребность в дипломатии, ориентированной на защиту окружающей среды.
Вопросы глобальной экологической устойчивости имеют долгосрочное влияние на механизмы поддержания мира в международном и региональном масштабе, формируя потребность в дипломатии, ориентированной на защиту окружающей среды.
Что считается стихийным или экологическим бедствием?
Последствия урагана «Катрина», разрушительное землетрясение на Гаити, а также недавние наводнения в Пакистане показали, что стихийные бедствия нарушают местный уклад жизни и могут уничтожить целые поселения. Подобные бедствия отягчают жизнь и без того обездоленных социально незащищенных групп местного населения. Бури, землетрясения и цунами никогда не бьют одинаково по разным социальным слоям и влекут за собой незамедлительные и порой продолжительные негативные последствия для людей с ограниченным доступом к имеющимся ресурсам. В развивающихся странах рост численности населения и нищета подталкивают людей к заселению территорий, для которых характерны природные опасности и экстремальные погодные условия. ООН определяет стихийное бедствие как «последствия событий, к которым приводят природные факторы опасности, превосходящие местные возможности для их ликвидации и существенно влияющие на социальное и экономическое развитие региона». Данное определение предполагает исключительно природный характер причин бедствия, однако последствия такого бедствия отягчаются широкой индустриализацией планеты. Среди ее потенциальных следствий — обезлесивание, загрязнение окружающей среды отходами сгорания ископаемого топлива, а также разрушение объектов инфраструктуры.
Как изменение климата повлияет на экологическую дипломатию и дипломатию стихийных бедствий?
Споры по поводу участия человека в изменении климата продолжаются, и такие организации, как НАСА, Межправительственная группа экспертов по изменению климата и ООН, настаивают на том, что противоестественное глобальное потепление, вызванное парниковыми газами, способствует возникновению экологических катастроф. Исследователи расходятся в деталях, но сходятся в том, что глобальное потепление приведет к возникновению сильнейших бурь и ураганов, а также распространению засух. По сведениям НАСА, «изменение климата влияет не только на средние, но и на предельные температуры, что повышает вероятность стихийных бедствий, вызванных погодными условиями». По мере учащения экстремальных природных явлений разрастается и сфера политических маневров среди пострадавших и соседних государств. Растет число споров о земле, что порождает конфликты и насилие. Инициатива обеспечения экологического сотрудничества в рамках миростроительства Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) объясняет, что «мирные переговоры все чаще напрямую затрагивают эти темы. Во все основные мирные соглашения с 2005 года включены положения о земле и природных ресурсах». В рамках «дипломатии стихийных бедствий» изменение климата и его длительные последствия могут стать мощным стимулом для ведения диалога между враждующими странами. И, что еще важнее, сотрудничество в рамках дипломатических мероприятий по следам природных катастроф формирует базу для анализа будущих рисков и факторов опасности, связанных с изменением климата.
Как вписываются в эту концепцию права человека?
Перемещенные лица зачастую сталкиваются с неравными условиями доступа к помощи, вынужденным переселением, утратой имущества и документов, а также дискриминацией по половому признаку.
Зачастую между организациями и правительствами возникают споры по поводу защиты прав человека на территориях, пострадавших от стихийного бедствия. Землетрясение в Индийском океане 2004 года и порожденные им цунами обострили данный вопрос и вывели его обсуждение на общемировой уровень. Мега-землетрясение привело к формированию разрушительных цунами у берегов стран, расположенных близ Индийского океана. В результате погибло более 230 000 человек в Индонезии, Шри-Ланке, Индии, Таиланде, Мальдивах и Сомали. Меры по ликвидации последствий этого масштабного бедствия представляют собой отличный пример международного сотрудничества неправительственных организаций и правительств с целью создания постоянных программ помощи и оказания долгосрочного влияния на ситуацию в регионе. Непосредственно после катастрофы многочисленные международные организации, НПО и двусторонние агентства по оказанию помощи оказывали региону и его населению поддержку с должным уровнем финансирования. Широкое присутствие этих организаций дало возможность выделять ресурсы для выявления случаев несправедливого распределения помощи или оставления людей без нее. Это событие наглядно иллюстрирует, как вскоре после наступления стихийного бедствия проявляются определенные схемы дискриминации отдельных экономических, социальных и культурных групп, и чем дольше сохраняются последствия таких бедствий, например, перемещение жителей, тем большими становятся масштабы дискриминации. Пострадавшее население порой вынуждено покинуть дом из-за разрушения инфраструктуры и страха перед будущими катастрофами. Именно на этой стадии наиболее часто возникают нарушения прав человека. Перемещенные лица зачастую сталкиваются с неравными условиями доступа к помощи, вынужденным переселением, утратой имущества и документов, а также дискриминацией по половому признаку. Это часто порождает вспышки насилия, в результате чего сторонние силы становятся контролерами ситуации и вступают в резкий диалог с внутренними и внешними силами, имеющими влияние в пострадавшем регионе. Права человека могут быть инструментом для распределения власти между влиятельными сторонами, однако цели, намерения и результаты этой деятельности имеют куда более крупный масштаб. «Дипломатия стихийных бедствий» направлена не на ликвидацию последствий катастрофы и помощь пострадавшим, а затрагивает геополитические последствия этого бедствия, доступ к ресурсам пострадавшего региона и расположение военной инфраструктуры в целях национальной безопасности.
Потребность в «экологической дипломатии» и «дипломатии стихийных бедствий» для преодоления надвигающегося кризиса нехватки водных ресурсов
«Дипломатия стихийных бедствий» направлена не на ликвидацию последствий катастрофы и помощь пострадавшим, а затрагивает геополитические последствия этого бедствия, доступ к ресурсам пострадавшего региона и расположение военной инфраструктуры в целях национальной безопасности.
В последующие годы напряженность в уже испытывающих сложности странах будет расти в свете борьбы за сокращающиеся запасы питьевой воды. Согласно Докладу сети «ООН – водные ресурсы» об освоении водных ресурсов мира за 2015 год, «неустойчивые пути развития и управленческие ошибки влияют на качество и наличие водных ресурсов, подрывая их способность создавать социальные и экономические преимущества. Сам по себе экономический рост не гарантирует социальный прогресс в целом». Это станет фактором трансформации по мере роста мирового населения, усиления миграции из сельской местности в города. Особенно это справедливо для развивающихся стран, однако данная тенденция уже много десятков лет наблюдается во всех странах мира. По мере усиления степени урбанизации растет и спрос на доступную чистую воду. Ожидается, что уже к 2050 году население планеты возрастет более чем на миллиард человек, а с учетом того, что уже сейчас один из девяти человек в мире не имеет доступа к питьевой воде, ожидающийся кризис приведет к долгосрочной кумулятивной катастрофе. В Докладе ООН приводятся веские доказательства того, что одна из причин надвигающегося бедствия – изменение климата, поскольку экстремальные погодные условия и ограниченность осадков могут способствовать дальнейшему истощению водных запасов. Нехватка воды ударит в первую очередь по фермам: они начнут угрожающими темпами терять урожай, а в сопряженных с сельским хозяйством отраслях экономики начнутся сокращения рабочих мест. Спад промышленности приведет к социально-экономическому кризису и повышению уровня нищеты. Кроме того, во всем мире резко обострятся проблемы здравоохранения — многие из них наметились уже сегодня. В частности, в Демократической Республике Конго, Папуа-Новой Гвинее и Мозамбике каждый день почти 1 000 детей умирает от диарейных заболеваний из-за постоянного потребления небезопасной для питья воды. В этих странах более трети населения не имеет доступа к чистой воде, что ведет к широкому распространению санитарно-гигиенических проблем. Отсутствие доступа к самому необходимому ресурсу, отягченное снижением общего качества жизни населения наиболее серьезно страдающих от него районов, разумеется, ведет к росту числа насильственных конфликтов, в особенности в развивающихся странах. Пусть это послужит ярким примером того, как экологические катастрофы и стихийные бедствия могут стать нейтральной территорией для дипломатии соперничающих держав. Вода — ресурс, необходимый для выживания, безопасности и стабильности всей планеты. Ее защита превыше региональных конфликтов и соперничества стран.
Робин Симангал
Источник: russiancouncil.ru