Последние недели выдались чрезвычайно тяжелыми для футбольных российских чиновников: по итогам коррупционного скандала в ФИФА Россия рискует потерять чемпионат мира 2018 года. Боли управленцам добавляют потеря спонсоров и траты на тренера сборной Фабио Капелло.
Футбольные чиновники — самые удивительные в стране. Пока их коллеги из других сфер все вопросы решают за закрытыми дверями и ставят общество перед фактом, спортивные управленцы язык за зубами не держат. Вот министр Виталий Мутко идет в атаку на англоязычных журналистов, демонстрируя свое отнюдь не блесятщее владение языком. А вот уже бывший глава Российского футбольного союза (РФС) Николай Толстых рассказывает о подозрительных контрактах, к которым могут иметь отношение самые высокопоставленные лица. В общем, невероятно, но о текущем положении дел в футболе мы узнали действительно очень многое, причем из первых уст.
Что именно?
Во-первых, за что уволили Толстых. За два с половиной года, пока чиновник находился у власти в РФС, он вел жесткую политику, в общении с коллегами использовал скорее оппозиционную риторику, называя вещи своими именами.
Итак, по подсчетам менеджера, оборот российского футбола составляет запредельные $2,5 млрд. Это средства, которые вкладывают «Газпром», РЖД, Роснефть, ВТБ и другие могущественные корпорации. При этом 35 млрд рублей уходит на трансферы иностранных футболистов, зарплаты и агентские отступные.
Толстых вообще ввязался в битву с агентами. Он неоднократно заявлял, что в карман представителей футболистов ушло около 2 млрд рублей. Эти деньги, к примеру, можно было бы пустить на новый стадион или зарплаты детским тренерам. Недавно на Совете по развитию физкультуры и спорта глава Олимпийского комитета России Александр Жуков рассказал, чего стоила эта борьба для чиновника: «Агенты получают огромные деньги за свою работу. С этим сложно бороться на уровне федераций. Один пытался бороться. Однако ему сначала перекрыли финансирование, а потом отправили в отставку».
Во-вторых, окончательно убедились в том, как финансируется российский футбол. Видимо, в бизнес-плане чиновников значится только один пункт: позвонить главе приближенной к государству компании и, сославшись на нужные имена, попросить денег. По крайней мере, такой вывод можно сделать после слов Виталия Мутко: «А он (Толстых — «Росбалт») сам должен убеждать спонсоров! Да позвоните сами Михельсону (председатель правления «НОВАТЭК» -«Росбалт»), Савельеву (глава «Аэрофлота» — «Росбалт»). Спросите, почему они прекратили сотрудничество».
Из последующих заявлений министра следует, что сам Толстых не смог найти источники для наполнения бюджета, а средства, которые удалось привлечь в РФС, — заслуга Виталия Мутко (в частности, министр лично договаривался с Леонидом Федуном и Алишером Усмановым). Он же организовывал для Толстых встречи с нужными людьми. Однако, по данным СМИ, Толстых на переговорах всегда был готов достать какой-нибудь обличающий документ, а до этого сделать нелицеприятное заявление на заседании или в прессе. Дело в том, что чиновник месяц за месяцем собирал информацию, куда уходят деньги, выделенные на футбол: якобы он знал, на какие счета и в какие офшоры.
В общем, несговорчивость и жесткость руководителя союза для российских реалий оказалась немыслимой и обернулась следующими цифрами: за 2014 год РФС понес убытки на 173,9 млн рублей, общий убыток организации за все годы существования составляет 1 млрд 485 млн рублей. Также из отчета главы контрольно-ревизионной комиссии следует, что союз близок к банкротству.
Из статьи расходов РФС солидная часть трат приходится на контракт с главным тренером сборной Фабио Капелло. Николая Толстых настолько раздражал контракт Капелло, что он даже пару раз неловко ушел от обсуждения вопроса, сначала сославшись на Новый год, а потом на 9 мая. Из расследования «Новой газеты» известно, что РФС переводит за работу итальянцу 7 млн евро в год, оплачивает проживание в Москве, полеты бизнес-классом и пользованием дорогим автомобилем.
Кроме этого, на днях экс-глава засомневался, а нет ли у Капелло еще одного заключенного с некой группой лиц контракта, но уже на 10 млн евро. Если верить Толстых, РФС уже получил запрос по поводу этого загадочного договора от Центра по исследованию коррупции и организованной преступности. В ответ тренер сборной, который, по словам Мутко, с улыбкой воспринял увольнение Толстых, засомневался, а не подать ли в суд на экс-главу РФС. Сейчас его юристы рассматривают такую возможность.
И наконец, мы, скорее всего, знаем, кто заменит Толстых. На должность сватают самых влиятельных людей российского футбола, например, президента «Зенита» Александра Дюкова и вице-президента «Лукойла», а заодно экс-председателя совета директоров «Спартака» Леонида Федуна. Однако наиболее вероятным кажется назначение министра Виталия Мутко. По крайней мере, он сам намекает, что вопрос о совмещении постов будет решен.
То есть обстановка в российском футболе в преддверии чемпионата мира довольно нервозная, с деньгами у профильной организации очень плохо. При этом не стоит говорить, что нужные люди не получат средства для дальнейшей подготовки к первенству 2018 года. Так, первый вице-премьер Игорь Шувалов накануне заверил, что в данный момент из графика выбивается строительство стадионов только в двух городах — Екатеринбурге и Калинграде. Очевидно, что никому не выгодно заканчивать строительство, так как на проведение чемпионата только официально выделено 335 млрд рублей — и кто откажется их осваивать?
Угрожают спокойствию российской элиты и болельщиков разве что новости о продолжающемся расследовании коррупции в ФИФА. По последним данным, американские спецслужбы проверяют присуждение России права проведения ЧМ-2018. «В последние дни шансы потерять чемпионат повысились, — считает глава петербургского отделения Фонда борьбы с коррупцией Дмитрий Сухарев. — Федерация Англии (соперник России на выборах страны-хозяйки ЧМ-2018 -«Росбалт») спит и видит, чтобы чемпионат прошел у них. К тому же у англичан уже в наличии вся инфраструктура. Кроме этого, практика показывает, что на фоне ситуации на Украине подобное политическое решение не является невозможным. Никто не верил, что Россию исключат из G8. Никто не верил, что будут санкции. Но это произошло».
Впрочем, ряд официальных лиц — в том числе представляющих Англию — и политологов считают, что российской стороне бояться нечего. «Я думаю, в той же Англии, которая обсуждала вопрос бойкота чемпионата в России, вздохнули с облегчением. Бойкот — это большой скандал, а после ухода Блаттера можно сказать: мы боролись против него и победили. Как известно, от идеи бойкота они отказались», — подчеркивает политолог Дмитрий Орешкин.
В прессе одним из наиболее вероятных вариантов считается, что ЧМ-2018 точно останется у России, потому что ни одна страна в условиях запланированных бюджетов не успеет подготовиться к первенству, зато в 2022 году та же Англия может забрать право проведения чемпионата у Катара, в отношении которого сейчас проводится расследование. К 2022 году подготовиться куда реальнее, а подозрительная информация о победе Катара при голосовании на выборах места проведения главного футбольного соревнования мира уже просочилась в прессу.
За разговорами о разборках чиновников друг с другом и правоохранительными органами главное — не забыть о сборной, которая сейчас демонстрирует невзрачную игру и не способна достичь результатов. Пожалуй, в стране есть только один клуб, на который стоит обратить пристальное внимание при обсуждении перспектив российского футбола. Даже не клуб, а команда, если под этим словом подразумевать игроков и тренеров. Речь про двукратного чемпиона России — «Рубин», который прошлый сезон закончил на девятом месте, а нынешний — на пятом.
Казалось бы, это провальные места для коллектива с амбициями. Но на самом деле главное в том, что казанцы кардинально поменяли подход к формированию состава и преподали урок клубам, которые способны лишь скупить дорогостоящих иностранцев или игроков сборной. Новый тренер Ринят Билялетдинов уже поменял лицо «Рубина»: даже после неудач специалист доверяет молодым отечественным футболистам и в силу возможностей ставит атакующую игру. Многие из этих футболистов уже получили вызов в сборную, а защитник Эльмир Набиуллин попал в число самых перспективных игроков мира. Выступая за любую другую российскую команду, Набиуллин еще лет пять сидел бы на скамейке запасных.
Именно так, как Билялетдинов, поступают в Бельгии, Голландии и других чемпионатах, в которых мало денег, но любят футбол. А еще в этих странах сильные сборные. Молодые футболисты, получая игровую практику и небольшие зарплаты, всячески развивают таланты, а потом уезжают в сильные чемпионаты или туда, где много платят — например, в Россию.
В премьер-лиге пока что денег очень много, зато сейчас кризис, и в любой момент может появиться политическая воля, которая изменит российский футбол. К примеру, на днях все на том же Совете по развитию физкультуры и спорта президент Владимир Путин заявил, что средства из бюджета и госкомпаний должны идти «на массовый спорт, а не закупку иностранных звезд ради престижа по непрозрачным и часто необоснованным ценам», как это происходит в России. Понятно, что слова президента, сказанные на камеры, в лучшем случае нужно делить на два, а то и на ноль, но все же какая-то надежда на оздоровление футбола появилась. Главное не вспоминать, что произошло с Николаем Толстых, попытавшемся воплотить эти слова в жизнь.
С другой стороны, при нынешнем положении дел — с необъективно высокими зарплатами, исчисляемыми миллионами евро; лимитом на легионеров, максимально расслабляющим россиян, которым не приходится конкурировать за место в составе с иностранцами; плохой организацией лиги, из-за чего клубы зачастую играют домашние матчи в других городах, — шансов на чемпионате мира 2018 года, где бы он ни состоялся, у сборной России нет никаких.
Петр Трунков
Источник: rosbalt.ru