Как к боевикам ИГ попадает оружие с Запада?
Гордон КорераКорреспондент Би-би-си по вопросам безопасности
- 22 ноября 2016 http://www.bbc.com/russian/features-38065639
http://www.bbc.com/russian/features-38065639#share-tools» rel=»nofollow»>Поделиться
Команда Бивана представляет британскую организацию Conflict Armament Research, занимающуюся изучением путей поставки вооружения в зоны военных конфликтов.
«Международное сообщество до сих пор закрывает глаза на то, что в зону конфликтов продолжает поставляться оружие», — поясняет Биван.
Его команда работает практически на линии фронта, в населенных пунктах, недавно освобожденных от боевиков ИГ — организации, запрещенной во многих странах, в том числе и в России.
Специалисты изучают маркировки на найденных боеприпасах — но еще более полезны коробки из-под них. На коробках остаются серийные номера и номер партии, в рамках которой они поставлялись.
Всю полученную информацию команда Бивана вносит в свою базу данных. Таким образом они пытаются отследить путь боеприпасов от завода, на котором их произвели, до самого сердца зоны боевых действий.
Оптовые закупки
Вокруг церкви сложены мешки с промышленными химикатами — команда Бивана такие уже видела. Они продаются в Турции исключительно для внутреннего рынка, но при этом в большом количестве оказываются здесь, в руках ИГ.
«Мы находим кустарное оружие и самодельные взрывные устройства и мы знаем, что сырье боевики закупают крупным оптом — и делают это в основном в Турции, — поясняет Биван. — Их сеть снабжения достигает юга Турции, и у них явно есть серьезные связи с крупными поставщиками».
Несколько раз специалистам удалось обнаружить доказательства того, что боевики покупали сразу от 3 до 5 тысяч мешков с химикатами одной партией. «Кто-то пришел и просто купил половину запасов фабрики», — утверждает Биван.
ИГ не страдает от нехватки оружия. Расследование Бивана и организации, которую он представляет, позволяет сделать вывод, что как минимум частично они обязаны этим тем, кто борется с боевиками, но одновременно посылает оружие в зону конфликта.
Турецкий путь
В зоне конфликта появились патроны в ящиках с маркировками, из которых следовало, что боеприпасы были произведены на заводах в Восточной Европе. Специалисты обратились на заводы с просьбой сообщить, кому они продали эти боеприпасы.
Выяснилось, что их абсолютно законно приобрели власти Саудовской Аравии и США. Эти две страны попытались через Турцию переправить боеприпасы находящимся под их покровительством повстанцам на севере Сирии.
Скорость, с которой боевики получали боеприпасы, просто удивительна. Иногда груз оказывался у них всего через два месяца после отправки с фабрики.
«Если ты поставляешь оружие и боеприпасы не просто негосударственным формированиям, но еще и негосударственным формированиям в зоне сложного и запутанного конфликта — риск его попадания не в те руки очень, очень велик», — говорит Биван.
Остановить поток
Похожие проблемы тайных поставок оружия в зону конфликта наблюдались во время войны в Афганистане в 1980-х годах. Тогда США и другие страны поддерживали моджахедов, воевавших с советскими войсками.
Оружие отправляли отдельным группировкам с одобрения ЦРУ. При этом за саму доставку оружия отвечала пакистанская разведка, и иногда оно доставалось более радикальным силам — в том числе Усаме бин Ладену.
Но нынешняя ситуация еще сложнее и еще запутаннее той, что была в Афганистане. Тут сразу два разных, но связанных конфликта — в Ираке и Сирии. А количество стран, поддерживающих разные стороны этого конфликта, еще больше.
По мнению Бивана, первый шаг к предотвращению поставок оружия боевикам — выяснение путей, по которым оно к ним попадает.
«Мы можем прийти к производителю и сказать, мол, это ваше оружие, мы знаем, что вы продали его законно, но вот ваш иностранный покупатель без разрешения перевез его сюда. Так что у вас проблема, и ее нужно решать», — объясняет он.
Ирак и Сирия сейчас представляют собой одно огромное свидетельство разрушительной силы оружия. Остановить поток вооружений сюда будет нелегко в условиях, когда другие страны пытаются поддержать тех, на кого они сделали ставку в этом конфликте.
И в том хаосе, который спровоцировали эти конфликты, никто не может с уверенностью сказать, к кому в итоге попадет поставляемое сюда оружие и как эти люди его используют.