Условно-досрочное освобождение бывшей начальницы департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ Евгении Васильевой вызвало во вторник единодушную волну возмущения. Хоть давно было понятно, что правило «Вор должен сидеть в тюрьме» для нашей страны остается больше пожеланием, но все-таки столь открытая демонстрация избирательной безнаказанности случается нечасто.
Утром 25 августа Судогодский суд Владимирской области вынес постановление об УДО для Васильевой, а в три часа дня известная блондинка с адвокатами в черной машине (хорошо хоть, это была Toyota, а не Rollce-Royce), укатила из поселка Головино, где в местной колонии провела, как успели подсчитать дотошные правозащитники, 34 дня. До этого из пяти лет срока по приговору два с половиной года она провела в комфортных условиях многокомнатных апартаментов под домашним арестом.
Хищение оборонных средств было доказано судом на сумму более 800 млн рублей. Но в том, что это верхушка айсберга, никто ничуть не сомневался. Дело компании «Оборонсервис» было одним из самых резонансных, фигурировала в нем не только Васильева, но и ее бывший шеф — экс-министр обороны Анатолий Сердюков. Однако сначала суд решил, что Сердюков стал жертвой Васильевой, которая, используя личные связи в коростных целях, «получала возможность совершать хищения и злоупотреблять полномочиями», а потом и сама бывшая глава имущественного департамента оборонного ведомства, кратко отметившись на «лагерной вахте», оказалась на воле. Общественная реакция последовала незамедлительно.
Особенно жестко выразили свой гнев коммунисты, что и естественно. Депутат Госдумы, член ЦК КПРФ Валерий Рашкин в беседе с корреспондентом «Росбалта» назвал сегодняшнее событие «одним из самых позорных этапов государственного управления в России за весь период с 1991 года», отметив, что с эпохи 1990-х годов нравственный спрос невелик.
«Это общественно значимое дело, которое у всех практически на устах, и все отслеживали, как миллиарды разворовывались в армии. За тем, будут ли наказаны виновники или они будут отпущены, все следят затаив дыхание», — подчеркнул депутат-коммунист.
«Такую пощечину, такой плевок — это надо было додуматься властным структурам, особенно силовикам, — заметил Рашкин. — Прокуратура, которая на два с половиной часа расплылась в похвалах, как она хорошо, оказывается, отсидела. И Следственный комитет замолчал: оказывается, те миллионы, которые доказаны в суде, она якобы компенсировала».
«Это позорище. Это говорит о том, что у нас нет правосудия. Что справедливость и неотвратимость наказания крупных чиновников, «крышуемых» властными структурами — не работает здесь в России. Крыша есть — ни совесть, ни гласность, ни общественный резонанс, ничто сегодня властные структуры не останавливает. Такое громкое дело цинично сливают в канализацию», — считает депутат.
«Мы собрали 92 подписи депутатов Госдумы, — рассказал Рашкин. — И на первом же пленарном заседании будем инициировать создание парламентской комиссии по расследованию преступлений в «Оборонсервисе» в период работы г-на Сердюкова министром обороны».
Заместитель председателя Государственной Думы от партии ЛДПР Игорь Лебедев все же заметил, что юридические рамки в данном случае были соблюдены. «С точки зрения закона, все процедуры пройдены юридически правильно, придраться здесь не к чему», — отметил Лебедев.
При этом парламентарий подчеркнул, что «подавляющее большинство граждан будет недовольно». Как напомнил Лебедев, за украденную буханку хлеба в магазине человек может получить несколько лет тюрьмы. Тогда как Васильева «сидела дома, выпускала музыкальные альбомы, делала маникюр и ходила на массаж».
«Конечно, с моральной точки зрения, нашим гражданам неприятно будет узнать, что за воровство миллиардов один — Сердюков — вообще не попал под судебное разбирательство, прикрывшись якобы военными заслугами, а вторая компаньонша отделалась легким испугом, — высказал мнение Игорь Лебедев. — Если бы Сердюков получил реальный срок и Васильева получила лет 15, — тогда авторитет власти, я думаю, вырос бы процентов на 20 сразу».
Как рассказал Лебедев, ЛДПР решительно поддерживает инициативу коммунистов по созданию комиссии для парламентского расследования. «Если уголовная Фемида не способна наказать за преступления — давайте, наконец, включим парламентский контроль. Проведем независимое парламентское расследование и его итоги представим президенту. Пусть он накануне выборов 2018 года решает», — предложил Лебедев.
«Собрать экспертов и посмотреть, что можно изменить в действующем законодательстве, чтобы в дальнейшем от ответственности не уходили так легко», собирается председатель комиссии по безопасности Общественной палаты РФ Антон Цветков. В беседе с корреспондентом «Росбалта» он заметил, что решение по делу Васильевой «возможно, основано на нормах действующего законодательства, но оно несправедливо».
«Это мнение, даже не столько мое, сколько всех людей, которые мне звонят и пишут. Не буду скрывать, подавляющее большинство считает это решение несправедливым, — отметил общественник. — Мы не видим такого же отношения к другим заключенным».
По мнению Антона Цветкова, происходящее требует «призадуматься о нашем законодательстве, возможно, о реформе пенитенциарной системы, и еще раз вспомнить о реформе судебной системы». «Чтобы люди, укравшие огромное количество денег у государства, не могли отсидеть всего несколько месяцев и выйти на свободу», — отметил правозащитник.
Однако свое негодование активно выражают не только государственники и державники, но и «демократический лагерь». Это именно тот нечастый случай, когда голоса «справа» и «слева» сливаются в хор.
«Условно-досрочное освобождение Евгении Васильевой — это пощечина всему российскому обществу. Суд показал, что те, кто в нашей стране принадлежат к «высшей касте», имеют мандат на безнаказанное воровство», — считает лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин.
Митрохин напомнил, что в большинстве случаев российские суды отказывают в УДО. Так, отказ получил ранее член партии «Яблоко», эколог Евгений Витишко, который сидит за «порчу забора» вокруг особняка на черноморском побережье.
«Это решение суда еще раз показало, что в России вместо правосудия существует только машина по юридическому обслуживанию правящей элиты. Мы требуем от Генерального прокурора РФ обжаловать позорное решение суда по УДО Евгении Васильевой», — заявил Сергей Митрохин.
Оппозиционер Алексей Навальный отмечал в блоге: «Васильеву «посадили», но никто не мог найти ее в СИЗО, зато видели выходящей из банка в центре города. После разгоревшегося скандала ее «этапировали» в колонию, где тоже не могли найти. Единственный, кто видел ее — правозащитник, не уверенный, что это была Васильева. Васильева погашает ущерб в 216 миллионов рублей. Про заявленные ранее миллиарды ущерба, 19 кг золота и 57 тысяч бриллиантов уже никто не помнит».
Навальный также напомнил, что судья постановляет выпустить Васильеву немедленно. «Выпустить могут только через 10 дней, — уточняет блогер. — Хорошо так с коррупцией поборолись». Алексей Навальный с горечью добавил, что его родной брат Олег в эти дни пребывает в колонии в штрафном изоляторе.
«Обычно прекращение отбывания наказания в случае УДО начинается только после того, как решение суда вступило в законную силу, — напоминает адвокат Виолетта Волкова. — Васильева — это первый прецедент, я так полагаю, уголовно-исполнительного кодекса, постольку-поскольку там четко оговорено, каким образом прекращение отбывания наказания случается, в частности, досрочное».
«Все, она вышла, — отметила в Facebook лидер правозащитной организации «Русь сидящая» Ольга Романова. — Какая пощечина всем сидящим, не отпущенным по УДО, многодетным матерям, героям России, людям, имеющих на иждивении стариков-ветеранов».
«Председатель организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова высказала корреспонденту «Росбалта» такое мнение: «Все шло к освобождению, оно было ожидаемо. Но надежда на хорошее все-таки была. Сегодняшним решением об освобождении было оскорблено огромное количество людей, которые не могут добиться своего УДО. Здесь же все было сделано нагло, показательно. Это очень некрасиво».
«И как долго мы готовы терпеть этот абсурд и издевательство над здравым смыслом?» — заметил в блоге бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев, упомянув о недавнем случае в Калининградской области. Там молодой человек был приговорен к двум с половиной годам за то, что спилил в лесу два дуба на зиму на дрова. От реального срока Тимура Абубокарова не спасло наличие малолетнего ребенка, состояние здоровья, а также явка с повинной и «активное способствование раскрытию преступления».
«Это укрепит восприятие гражданами кастового правосудия. На сегодняшний момент, когда нам необходимо укреплять отношения в обществе, видимо, родственные узы и определенные кастовые решения возобладали и, к сожалению, это не добавит позитива в общественном сознании в отношении власти», — сказал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов.
Отдельное возмущение демократической стороны вызвало совпадение двух приговоров, вынесенных в один день. Сегодня же, вскоре после столь милосердного освобождения Васильевой, военный суд в Ростове-на-Дону приговорил украинского кинорежиссера Олега Сенцова к 20 годам, а его товарища Александра Кольченко — к 10 «за создание террористического сообщества и совершение двух терактов». Как отмечают демократы, «террор» в данном случае выразился в нереализованной попытке взорвать памятник Ленину в Крыму.
«Освобождение Васильевой выглядит издевательски по сравнению с приговором Сенцову, которому «гуманно» скостили всего три года от того, что запрашивало обвинение, и в итоге дали 20 лет в колонии строгого режима, — заметил корреспонденту «Росбалта» депутат законодательного собрания Санкт-Петербурга Максим Резник. — Это просто Кафка и театр абсурда. Казнокрады у нас входят и выходят из тюрьмы как ни в чем ни бывало, а невинным людям дают реальные сроки».
«Пожалел», весьма сдержанно, Васильеву, кажется, только Михаил Ходорковский. «Читая ленту про Васильеву: самое поганое, что сделала эта власть — прочно поселила жестокость в души и своим сторонникам и противникам! — записал он в блоге, добавив: — Роль Сердюкова в деле ЮКОСа помню, но наши беды не повод желать горя другим. Васильева теперь тоже хлебнула. Поздравляю ее с освобождением!»
Леонид Смирнов
Источник: rosbalt.ru