«Потенция» любой системы международной безопасности зависит от того, насколько умело она обеспечивает выполнение своих «функций». Сбои в этой системе последнее время дает один из основных «органов» – Совет Безопасности ООН.
К сожалению, данный орган пока не может своевременно адаптироваться к быстро меняющимся мировым политическим реалиям. В связи с этим, организацию часто критикуют за неэффективность, недемократичность, недостаток внимания к проблемам развивающихся стран, бюрократизм, раздутость штатов и непомерный бюджет. Кроме того, Совбез ООН нуждается в полном реформировании в связи с тем, что трое из пяти постоянных членов – страны Запада и к тому же страны, входящие в блок НАТО. Такая расстановка сил во всемирной организации по безопасности в одних случаях предопределяет «нужное» решение, а в других – полное бездействие, как было наглядно продемонстрировано во время этнических чисток в Косово или во время агрессии Грузии против Южной Осетии.
Удивительная пассивность, проявленная организацией во время «раскола» Югославии, интервенции в Ирак или во время проведения операции в Ливии, вызвала волну критики со стороны руководителей большинства стран мира. По мнению аналитиков, все это однозначно свидетельствует о том, что Совбез ООН не справляется с задачами, для решения которых был создан. К сожалению, случаи такого попустительства не единичны: геноцид в Руанде, а чуть позже – жестокая война в Конго, которую организация не смогла остановить несмотря на то, что была принята соответствующая резолюция. Военнослужащие голландского миротворческого контингента стали свидетелями геноцида мусульман в Сребренице, хотя именно эта деревня ранее была названа ООН «убежищем» для беженцев, спасавшихся от ужасов гражданской войны в бывшей Югославии.
Сотни резолюций ООН не выполнялись и не выполняются многими странами. Совбез, крайне озабоченный нераспространением ядерного оружия, продемонстрировал свое бессилие, когда атомная бомба появилась у Индии, Пакистана. Израиль также не сильно маскируется.
Внутри самой организации свирепствует «вирус» вседозволенности, коррупции и безнравственности. Истинное положение дел внутри Совбеза открылось после скандала с проектом “Нефть в обмен на продовольствие”. Выяснилось, что огромное количество высокопоставленных сотрудников ООН наживались на этой программе. Кроме того, в последние годы высокопоставленные функционеры были замешаны в финансовых махинациях, в ООН процветал фаворитизм и даже совершались сексуальные преступления.
В феврале 2003 года в главную «финансовую жилу» – Конгресс США – поступил законопроект, согласно которому Вашингтон будет приостанавливать финансирование любой комиссии ООН, в которой председательствует страна, включенная Госдепартаментом в список террористических государств. Кроме того, законопроект предусматривает отмену расходов на участие любой делегации США в работе этих комиссий до тех пор, пока для руководства в ней не будет выбрана более подходящая страна для Штатов. Таким образом, существует два варианта развития событий: во-первых, любая страна, к примеру, с высоким уровнем добычи «черного золота», может оказаться в списке «террористических государств», а во-вторых, отмена финансирования Штатами любой комиссии ООН может надолго застопорить работу всего Совета Безопасности. В связи с этим, его решения по многим вопросам будут приниматься через «денежную призму» США и отражать соотношение сил, сложившееся за рамками ООН.
В то же время, недовольство проводимой политикой нависло «домокловым мечем» над руководством Совбеза. С критикой в адрес организации обращаются не только значимые политические фигуры современного мира, но и высокопоставленные чиновники самого ООН. Так, в 2014 году занимавшая должность верховного комиссара ООН по правам человека Нави Пиллай подвергла резкой критике Совет Безопасности за его слабые действия в разрешении международных конфликтов. На своем брифинге перед его членами она заявила, что самый влиятельный орган ООН отодвигает на второй план «человеческое горе и серьезные нарушения мира и безопасности» в угоду «сиюминутным геополитическим соображениям и национальным интересам». По словам Пиллай, «сотни тысяч жизней могли бы быть спасены, если бы этот Совет проявлял больше ответственности».
О неэффективной работе ООН также высказался Президент Беларуси Александр Лукашенко во время посещения в феврале этого года Минобороны республики. Он заявил, что ООН и ОБСЕ не могут результативно выполнять функции по поддержанию международной безопасности. По его словам, «такие организации, как ООН, ОБСЕ, находятся под очевидным влиянием соответствующих государств».
Лукашенко также констатировал, что в последнее время военные операции чаще всего проводятся без санкций СБ ООН: «Для применения силы в отношении того или иного суверенного государства уже не нужна санкция Совета Безопасности ООН». И это факт.
Среди пяти постоянных членов Совета Безопасности имеются разные подходы и методы решения проблем, а моральные и идеологические разногласия по вопросам реформирования становятся камнем преткновения в деятельности организации и не способствуют разрешению международных конфликтов. Несмотря на то, что резолюции Совета Безопасности не могут быть обжалованы и являются юридически обязательными к исполнению для всех государств – членов ООН, многие проекты Совбеза так и «остались на бумаге». К слову, за период с 1968 года не были выполнены более 100 резолюций СБ ООН.
В настоящее время вместо реального реформирования Совета Безопасности активно лоббируется лишение России права вето на его решения из-за блокирования создания трибунала по малазийскому Боингу. Но это не приведет к разрешению международных противоречий и конфликтов. Очевидно, что, наоборот, это будет способствовать их обострению. Мир снова стремятся сделать однополярным. А, как показала история, хорошего в этом мало.
Но то, что система международной безопасности и в том числе Совет Безопасности должны быть реформированы, сомнений нет, ибо «цена вопроса» – не только будущее самой ООН, но и будущее всего человечества.
Мирослав Краевский
Источник: belvpo.com