Союз коммунистов опубликовал немало статей на тему переходного периода от капитализма к коммунизму, в которых доказывал, что социализма в послесталинском СССР не было, а был государственный капитализм, в силу причин — с человеческим лицом и одновременно со звериным капиталистическим оскалом.
По сути дела, людей, которые застали социализм в сознательном возрасте во время правления Сталина, сегодня почти не осталось. Более молодые могут только моделировать социализм и те производственные отношения, которые во время него существовали, на основе своего советского жизненного опыта и по рассказам своих родителей. В основной же массе ныне здравствующие советские люди только очевидцы реставрации капитализма в нашей стране. Да и те до поры до времени не осознавали или вовсе не обращали внимания на происходящие в стране процессы.
Хочется сказать в оправдание советским гражданам, что разглядеть изменения было непросто. СССР продолжал развиваться по инерции за счет первоначального толчка сталинской экономики, а коммунистические лозунги и КПСС служили ширмой для отвода глаз. После постепенного подавления коммунистических тенденций и замены их на капиталистические СССР замедлил темпы роста экономики до средних показателей других капиталистических стран того периода. Наступили годы «застоя», затем «перестройки» и, наконец, «неприкрытого» капитализма, а коммунистическая идея вместе с огромной страной и ее гражданами были выброшены на обочину мировой истории.
Сегодня, глядя на «цветущий» в России капитализм, многие люди хотят вернуться назад в СССР, который с 1955 года в полном смысле этого слова и социалистическим то не был. Значит, даже в остатках советского и социалистического было что-то такое, чего нет у капитализма и никогда не будет — это общенародная собственность на средства производства и, как следствие, справедливое распределение продуктов труда среди всех членов социалистического общества. Но если социализм был, и он мог дать людям больше, чем может дать капитализм, то люди обязаны добиваться социализма снова.
Достижений социализма из истории не выкинешь, документы есть. Вот некоторые статьи конституции СССР 1936 года и их тезисное изложение. Из содержания конституции можно определить, что из себя представляло социалистическое государство рабочих и крестьян.
Статья 3 — Вся власть в СССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся.
Статья 4 — Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком.
Статья 5 — Земля, ее недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, железнодорожный, водный и воздушный транспорт, банки, средства связи, организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия (совхозы, машинно-тракторные станции и т.п.), а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах являются государственной собственностью, то есть всенародным достоянием.
Статья 10 — Право личной собственности граждан на их трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, на предметы личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности граждан — охраняются законом.
Статья 11 — Хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности.
Статья 12 — Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу: «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способности, каждому — по его труду».
Статья 118 — право на труд, работа и оплата по количеству и качеству гарантируется государством;
Статья 119 — право на отдых, оплата и организация мест для отдыха гарантируются государством;
Статья 120 — право на материальное обеспечение в старости и бесплатность медицинской помощи трудящимся гарантируется государством;
Статья 121 — право на образование начальное, среднеспециальное, высшее, его бесплатность и выплата стипендий гарантируется государством;
Статья 122 — равные права женщин и мужчин гарантируется государством;
Статья 123 — равноправие граждан, независимо от национальности и расы гарантируется государством;
Статья 124 — свобода религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды гарантируется государством;
Статья 125 — свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций гарантируется государством;
Статья 126 — право объединения граждан в общественные организации гарантируется государством.
Вот они — социальные завоевания Октября 1917 года! Социалистическая конституция гарантирует, капиталистическая декларирует.
Кто-то воскликнет: «При социализме ничего не было бесплатно! Все эти социальные блага осуществлялись за счет трудящихся. Весь произведенный на социалистических предприятиях продукт уходил в общественные фонды потребления и уже из них распределялся государством. И только небольшая часть произведенного продукта в виде заработной платы возвращалась трудящимся!» Все верно, только стоит добавить, что и оставшаяся часть продукта также возвращалась трудящимся в виде вышеперечисленных социальных благ, кроме затрат на государственный аппарат, развитие науки медицины и образования.
Сегодня при капитализме ситуация кардинально противоположная. Как минимум половина зарплат всех трудящихся складывается в частные карманы непосредственных работодателей, а на оставшуюся половину претендуют сами наемные работники, буржуазное государство и остальные капиталисты (торгаши, ростовщики, спекулянты). При таком раскладе удержать социальную планку на высоком уровне наемному работнику невозможно. Трудящихся лишили материальной основы для социальной обеспеченности: буржуазное государство избавилось от социальных обременений, монетизировав льготы и услуги, а капиталисты отняли деньги.
Теперь большинство семей трудящихся еле сводит концы с концами в своем бюджете. Приходится ущемлять себя в хорошем питании ради учебы детей, либо жертвовать полноценным отдыхом ради ипотеки. А если в семье трудящихся возникают форс-мажорные обстоятельства, то бюджет летит в тартарары. Не зря сегодня соцсети переполнены фотографиями больных детей, которых не на что лечить их родителям.
Жизнь с каждым годом становится все дороже, а заработная плата вслед за ней не индексируется. Трудящиеся вынуждены подыскивать возможность дополнительных заработков, устраиваться на еще одну работу, трудиться сверхурочно, по выходным. Работать не по 8 часов в день, а по 10, 12. Это не считая дороги на работу. При капитализме финансовые потоки распределяются по стране неравномерно. Деньги стекаются в крупные города, привлекательные для капиталистов своей отлаженной инфраструктурой и сферой услуг, там же формируются новые рабочие места для наемных работников. Очевидно, что сегодня в России в провинциальном городке (селе, деревне) найти работу с достойной оплатой труда практически невозможно. Наемным работникам приходится ездить за десятки километров от места проживания, чтобы попасть на работу. Тратить на это свое «свободное» время утром и вечером. Если же место работы слишком далеко от дома, то трудящимся приходится снимать жилье в чужом городе, что влияет на зарплату, жить с незнакомыми людьми, порою в худших жилищных условиях, чем дома.
При социализме такое положение дел было невозможно. Единая тарифная система обеспечивала одинаковую оплату труда всем работникам одной специальности одинаковой квалификации по всей стране. Чтобы получать во Владивостоке столько же, сколько зарабатывал наемный работник в Москве, нужно было просто подтвердить свою квалификацию (запись в трудовой книжке) на своем предприятии. Преимущества в заработной плате предоставлялись лишь тем работникам, которые трудились в более тяжелых условиях.
Социалистическая экономика развивалась планово, так же планово осваивалась территория страны, ее центральные регионы и окраины. Пролетарское государство аккумулировало в нужных местах, намеченных пятилетним планом, средства производства, орудия труда и рабочую силу — там вырастали новые предприятия и города. Главными показателями социалистического производства при Сталине были увеличение количества продукции и снижение ее себестоимости. Пролетарскому государству денежная прибыль была не нужна, ему нужен был ПРОДУКТ, ведь главная задача социалистической экономики – максимальное удовлетворение постоянно растущих потребностей трудящихся на базе высшей техники.
Сегодня буржуазное государство, которое представляет собой аппарат капиталистов-чиновников, заинтересовано в своем сиюминутном обогащении. Взятки, откаты, проценты от прибыли, штрафы, налоги, сборы, акцизы и разрешения – вот далеко неполный перечень государственной кабалы. Поэтому на словах буржуазное государство ратует за мелкий и средний бизнес, а само душит его в угоду крупным монополиям, с другой стороны, государство кричит о выполнении им социальных обязательств, а само выжимает из трудящихся последние соки, как и любой другой капиталист.
Люди до сих пор по старой советской памяти отождествляют государство с неким благодетелем, который должен заботиться о своих гражданах, но при капитализме это не так. Еще в СССР при госкапитализме государство переложило многие заботы о «своих» гражданах на хозяйственные единицы (предприятия, колхозы, совхозы и прочее). Если совхоз или завод были крупными предприятиями, то они имели крупные профсоюзы. Поэтому рабочие крупных предприятий были обеспечены многими социальными благами: новыми квартирами, медицинским обслуживанием, профсоюзными санаториями, домами отдыха, пионерскими лагерями, бассейнами, путевками и т.д. Если же предприятие было маленьким, то и профсоюз не имел больших возможностей. Работникам такого предприятия жилось не так вольготно. Отсюда различные воспоминания советских людей об их счастливом и «счастливом» детстве.
О пролетарском государстве, как о настоящем защитнике интересов трудящихся, вспомнить практически некому. Рассказы о ежегодном снижение цен на товары народного потребления сегодня звучат как добрая сказка. Мифом стало стахановское движение, а ударный труд из «дела чести» превратился в объект насмешек. Производственные профессии стали считаться уделом «неудачников» и «недоучек». Крупные открытия российской науки стали отзвуком прошлого, а внедрение передовых технологий и покорение дальнего космоса — лишь пышными фразами в столь же отдаленных проектах.
Конечно, при Сталине в СССР у трудящихся было много проблем, как и у социалистического производства в целом. На это было немало объективных причин, одни последствия Великой Отечественной войны чего стоят. Но руководству страны данные проблемы были известны. О них Сталин писал в своей работе «Экономические проблемы социализма в СССР» в 1952 году и все они были решаемы и преодолимы с течением времени при известных условиях. А при капитализме многие проблемы трудящихся разрешить невозможно, потому что они обусловлены самой буржуазной общественно-экономической формацией.
Например, богатое меньшинство обязательно подразумевает при капитализме нищее большинство. Средний класс — миф буржуазных идеологов, переходная форма из грязи в князи, но скорее всего наоборот. Капитализм — это обязательная армия безработных, бездомных людей и т.д. Капитализм — это постоянный рост цен на товары. Капитализм — это разного рода экономические и политические кризисы. Капитализм — это бесконечные войны. Все это факты, проверенные историей, любой читатель сможет найти доказательства этому, выглянув в окно или зайдя в интернет. Буржуазные идеологи договорились до того, что называют периодические кризисы обычным (естественным) состоянием системы. Только забывают уточнить, для какой именно системы такое состояние естественно. Запомните, при социализме экономических кризисов не бывает, т.к. отсутствуют причины, их вызывающие.
Но как же так? — спросит читатель, — ведь сегодня граждане имеют в своей личной собственности отдельные квартиры, машины, дачи. Люди пользуются сотовыми телефонами, интернетом, кабельным телевидением с сотней каналов и летают беспрепятственно за рубеж? Разве это не шаг вперед? Нет. Ведь все те блага, которыми пичкает обывателя капиталист, служат лишь для извлечения максимальной прибыли из каждого конкретного индивида. За покупкой квартиры скрывается бесконечная ипотека, налоги на имущество, плата управляющей компании, растущие тарифы ЖКХ. За покупкой автомобиля стоят страховые компании, сервисы, нефтяные монополии, аварийные службы, ГИБДД, дорожные службы и все они тянут деньги с автовладельца. За покупкой дорогого гаджета вереницей тянутся потребительский кредит, фирмы-разработчики ПО, торговцы аксессуарами, компании мобильной связи и интернет провайдеры. За турпутевкой, свадьбой, похоронами скрывается вездесущий частный интерес и сами капиталисты. Все они лезут в карманы, виснут гирями на руках наемных работников, у которых на руках деньги лишь за часть своего труда, оплаченную непосредственным хозяином.
Но возможно ли такое разнообразие товаров и услуг при социализме, как при капитализме? Конечно возможно, ведь социализм – это не название тюрьмы, как это пытаются представить народу буржуазные идеологи, а более совершенный по сравнению с капитализмом период развития общества. Социализм обусловлен прежде всего революционными экономическими и политическими преобразованиями в базисе и надстройке общества, введение в систему и укрепление коммунистических тенденций и элементов. Социализм ни в коем случае не делает данное общество беднее, при социализме происходит более справедливое перераспределение ресурсов общества и продуктов социалистического производства. При социализме ликвидируется частная собственность на средства производства, устраняется класс капиталистов, а личная собственность трудящихся, их личные сбережения остаются нетронутыми.
Сегодня при капитализме отчетливо видны перекосы в «распределении» продуктов труда. Так, один человек может коллекционировать «Феррари», а другой ездить на работу на маршрутке, третий заниматься скупкой недвижимости, четвертый жить в съемной комнате со своей семьей. По буржуазной статистике , на каждого человека и члена их семьи приходится по «Феррари» и по пятикомнатной квартире в Москве, а на самом деле налицо только классовое расслоение общества на богатых и бедных, в буржуазной терминологии: на «трудолюбивых баловней судьбы» и «ленивых неудачников».
Капиталист – алчный и совершенно ненужный посредник между наемными работниками, средствами производства и продуктами их труда. Это доказано всем ходом развития производительных сил и производственных отношений и точно подмечено Марксом. Освободиться от капиталистической эксплуатации, от гнета буржуазного государства можно «росчерком пера» — законодательным актом об отмене частной собственности на средства производства. Вопрос только в том, у кого в руках власть в стране — если у капиталистов, так они на такой шаг не пойдут, если у коммунистов, то они должны пойти на такой шаг, иначе это не коммунисты. Третьего не дано.
Недавно в переписке один «экономист» высказал такое мнение, что Путин в России «строит социализм» и все 15 лет правления никак его «не достроит». С такой логикой («строить социализм») можно нескольких буржуазных президентов схоронить, прежде чем догадаться, что ничего подобного они не делали, а только вешали трудящимся лапшу на уши. Если ты, президент, хочешь повести страну по пути социализма и в твоих руках власть, провозглашай отмену частной собственности, передай все средства производства трудящимся. Уверен, что народ поддержит такого президента, как только увидит смену капиталистического строя и падение с политического олимпа «чубайсов» и «грефов», «сердюковых» и «сечиных».
Можно, смеха ради, попробовать потребовать социализм от сегодняшней буржуазной власти, написать письмо в приемную президента со словами одного киногероя: «Верни награбленное в мозолистые руки!». Поставить электронные подписи под петицией о национализации Центрального Банка и российских недр. Но сдается автору, что подобные мольбы и стенания бесполезны, пока наемные работники не представляют из себя действительную силу, класс для себя — пролетариат.
Для создания сплоченного класса сознательных наемных работников города и деревни нужна партия пролетариата — коммунистическая партия. Коммунистическая не по названию – таких много в нашей стране – а на деле, которая сможет повести за собой массы трудящихся на политическую борьбу, будь то всероссийский референдум «За социализм», выборы президента РФ или же другой способ ликвидации буржуазной общественно-экономической формации и установления диктатуры пролетариата.
Сегодня коммунисты должны собрать вокруг себя небольшие группы единомышленников (3-5 человек) — первичные организации будущей коммунистической партии на работе, в кругу друзей, по территориальному признаку. Интернет сегодня является одним из инструментов для связи и сплочения разрозненных коммунистов, а различные коммунистические ресурсы — местом сбора и координации действий между собой первичных коммунистических организаций. Таким местом сбора, трибуной для обличения капитализма и пропаганды идей марксизма-ленинизма, развитых до современного момента, является Союз коммунистов и информагентство Ледокол. Так, за дело, товарищи, за социализм, за коммунизм!
К. Планктонов
Источник: ledokol-ledokol.livejournal.com