«Антигадюка» в республике есть «Антигюрзы» нет – репортаж из махачкалинского серпентария.
Дагестан – единственное на территории России место обитания гюрзы, одного из самых опасных созданий на планете. Но мало кто знает, что в Махачкале есть серпентарий, где содержат этих змей, выводят и добывают яд. Корреспондент КАВПОЛИТа побывал в питомнике, чтобы своими глазами увидеть, как живут опасные рептилии в неволе.
«Гадюка гробовая»
Гюрза – вид ядовитых змей из семейства гадюковых. В настоящее время популяция этого вида уменьшается, гюрза занесена в Красную книгу.
В серпентарии, расположенном на склоне Талгинского хребта добывают ценный для медицины яд. Его стоимость доходит до 2,5 тысячи евро за грамм.
Яд гюрзы применяется для диагностики различных сложных болезней, таких как злокачественные опухоли на ранних стадиях развития и проказа. Широко используется в фармакологии, есть много препаратов на его основе.
Содержат яд и некоторые препараты для снижения артериального давления, обезболивания и лечения бронхиальной астмы, ревматического полиартрита, радикулита, невралгии, гемофилии.
Не обходятся без него даже в косметологии. В общем, спектр применения очень широк.
Яд гюрзы по токсичности уступает только яду кобры. При укусе змея впрыскивает в жертву 50 миллиграмм смертельной жидкости.
В организме пострадавшего происходят многочисленные внутренние и подкожные кровоизлияния, под действием яда мелкие сосуды разрываются. Появляется очень сильный отек в области укуса, крупные и средние кровеносные сосуды закупориваются, так как происходит свертывание крови. Это сопровождается резкой болью, головокружением, рвотой.
Если своевременно не оказать помощь, гибель неизбежна. Латинское название змеи Vipera lebetina означает «гадюка гробовая». Гюрзу называют также «ужас ночи». Область распространения рептилии достаточно широка, но в России она водится только на территории Дагестана.
Экстремальная дойка
Идея создания серпентария принадлежит заведующему, опытному змеелову Хазбуле Хайбулаеву. Вместе с братом Ахмедом Хайбулаевым они 15 лет назад основали питомник и зарегистрировали его как ООО «Био-Фарм».
В настоящее время предприятие называется «Био-Фарм-Ш». Его учредителем является главврач Железнодорожной больницы города Махачкалы Шарапудин Магомедов, директором – Заурбейг Агаев. Сотрудники серпентария отлавливают, содержат, выводят гюрзу и добывают яд. В настоящий момент в питомнике 200 особей гюрзы.
«Гюрза одна из самых бесстрашных змей, – рассказывает Хазбула Хайбулаев. – Другие змеи, если услышат человеческие шаги, уползают, а гюрза может пойти навстречу. Ее укус настолько быстр, что и моргнуть не успеешь.
Эти змеи отличаются благородством. Когда два самца борются за самку, они не используют свой яд. Они становятся друг напротив друга скрестив шеи, и пытаются прислонить голову соперника к земле – как в армреслинге. Кто проиграл, тот уходит».
Корреспондент КАВПОЛИТа попал на самый интересный процесс – «дойку» змей. Примерно два раза в месяц происходит процесс извлечения яда. Это зрелище не для слабонервных.
Змеи находятся в клетках – в каждой по несколько особей. Хазбула Хайбулаев и Заурбейг Агаев доят змей вместе.
В белом халате Хазбула Хайбулаев вытаскивает змею из клетки с помощью специальной палки, на конце которой железный крючок. Затем кладет ее на стол. Чтобы змея не набросилась, ее крутят и таким образом дезориентируют.
Необходимо поймать момент, когда голову гюрзы можно прижать палкой к столу. Тогда опытный змеелов Хазбула хватает ее за шею, прямо у челюсти.
Голову змеи подносят к прозрачному лабораторному сосуду в форме невысокого плоского цилиндра (Чашка Петри). Нажимают на ядовитую железу – и получают ценную субстанцию.
Все бы ничего, только вот рептилия угрожающе шипит и вырывается. А осознание того, что от ее укуса, скорее всего, умрешь, добавляет страху. Но Хайбула знает свое дело, он чувствует, когда, как и с какой стороны нужно подойти к гюрзе.
Самки в серпентарии небольшие – примерно 120 см, серовато-коричневого цвета, некоторые светлее других. А вот самец гораздо больше. Когда его принесли в комнату, она вся наполнилась громким шипением. Одного этого достаточно, чтобы обратить врага в бегство.
Видимо, из-за того, что самец заметно крупнее и темнее самки, его голова кажется маленькой. Он очень ловкий. Пытался убежать, и ему это почти удалось. По крайней мере со стола он сполз, но змееловы вернули дерзкую рептилию на место. И, немного повозившись, все же добыли яд.
Гюрза способна совершать броски на длину своего тела в сторону противника. Даже опытные ловцы — змееловы становились жертвами этого хищника. Ее укус длится 0,4 секунды, бросок – 0,2.
Длина змеи с хвостом может достигать до двух метров. Мускулистое тело крупного экземпляра сложно удержать в руке. Пытаясь освободить голову змея, совершает резкие и сильные рывки. Иногда ей удается даже укусить ловца.
Кормят гюрзу в питомнике крысами, мышами и перепелками. На 5-6 дней змее хватает одной крысы. Но самая полезная пища для змей, по мнению заведующего серпентария, это перепелки. Их выращивают в питомнике специально для хищников.
Заурбейг Агаев показал корреспонденту КАВПОЛИТа корм гюрзы – белых лабораторных крыс. В стеклянных аквариумах грызуны живут и размножаются. Заботливые мамы-крысы кормят своих детенышей. Маленькие, белые и пушистые и милые на вид. Даже не верится, что скоро их съедят.
Спасения нет – даже за деньги
Работа змеелова – занятие для сильных духом мужчин. Каждый день подвергать свою жизнь опасности сможет и захочет не каждый.
Хазбула Хайбулаев – бывший военный, воевал в Афганистане. Обучал его этой специальности, опытный герпетолог. А теперь он обучает и готовит змееловов сам.
По словам Хайбулаева, чтобы подготовить ловца необходимо не менее полугода. Но он не всех принимает.
«Ко мне многие приходят. Кто-то хочет заработать, кто-то получить адреналин. Но я почти всем отказываю. Прежде чем взять ученика, я спрашиваю, боится ли он змей. Если он говорит, что нет, то я его отправляю обратно. Только если человек боится змей, из него получится ловец», – рассказывает змеелов корреспонденту КАВПОЛИТа.
Но даже если кандидат по всем параметрам подходит, прежде чем начать работать, ему необходимо заручиться письменным согласием его родственников. Это касается и взрослых, совершеннолетних мужчин.
Кирзовые сапоги, сачок, крючок, мешок и лекарства – это все, что нужно ловцу змей. Впрочем, кирзовые сапоги гюрза пробивает своими зубами.
«Серпентарий — это очень рентабельный бизнес, но этим нужно заниматься, ездить, продвигать проект. Я не успеваю это делать – работа. Нам нужны спонсоры и время», – говорит Шарапудин Магомедов.
В будущем учредитель предприятия надеется наладить фармакологическое производство в Дагестане, ведь здесь есть ресурсы.
В год одна змея дает 1,5 грамма яда, но пока серпентарий не продает его, а хранит в специальном бункере – реализовать продукт тоже непросто.
Шарапудин Магомедов рассказал корреспонденту КАВПОЛИТа, как можно проводить опыты над раковыми клетками с помощью яда гюрзы. Под воздействием яда клетки погибали, однако доза была большой. Но если опытами заняться всерьез, то, возможно, они приведут к хорошим результатам.
Только кто будет заниматься этим в Дагестане? Министерство здравоохранения республики даже не позаботилось, чтобы в больницах была сыворотка «Антигюрза», на случай если человека укусит эта опасная змея.
«В других регионах России – в Волгограде, Московской, Новосибирской областях – производят сыворотку «Антигадюка», потому что там водится эта змея. У нас обитает гюрза. Но вот сыворотка «Антигадюка» в наших больницах есть, а «Антигюрза» нет, – возмущается директор серпентария Заурбейг Агаев.
– Я нигде не мог найти статистику, что от укуса гадюки умерли люди – практически нет смертей. А вот от укусов гюрзы – сколько угодно. Например, в окрестностях Уллубийаула Карабудахкентского района в дома и сараи заползает. Потому что село находится рядом с местами их миграции.
В Избербаше недавно мальчика укусила гюрза, но хорошо, что это была царапина и успели вовремя в больницу отвезти. В рамках лекарственного обеспечения медицинских учреждений министерство здравоохранения Дагестана обязано учитывать то, что у нас распространена гюрза и сыворотка нашим больницам необходима».
Чтобы исправить упущение чиновников, Заурбейг Агаев написал письмо в ФОМС. Они в свою очередь оповестили Минздрав РД и разослали письма в лечебные учреждения республики, в те районы, где обитает гюрза.
В письмах было указано, что необходимо сократить количество сыворотки «Антигадюка» и приобрести сыворотку «Антигюрза». По словам Заурбейга Агаева, «только теперь они зашевелились». А ведь опасная рептилия живет в республике не первый год.
Чтобы было
Однако в России не производят сыворотку «Антигюрза» ее необходимо закупать за границей. Стоит она примерно 120 долларов, это чуть больше 8 тысяч рублей за ампулу. Невыгодно закупать такое лекарство только для одного Дагестана. Видимо, такими расчетами и руководствуются чиновники.
«Богатство страны – это его жители, что может быть ценнее человеческой жизни? Ради спасения человека его родные заплатят любые деньги, только была бы возможность купить эту сыворотку. Ведь ее в стране даже нет в продаже», – обращает внимание Хазбула Хайбулаев.
Действительно, если у страны нет денег на здоровье своих граждан, можно приобрести эту сыворотку для республики, но сделать ее платной. Чтобы она по крайней мере была, и люди имели шанс спасти свои жизни.
Но у нас находят другой выход из ситуации. Гюрза занесена в Красную книгу, и в том, что ее популяция сокращается, принимают активное участие люди.
«В Дагестане как – если змея, ее обязательно нужно убить. Но гюрза – редкий вид, ее яд очень ценный. Если ее истребить, мы лишимся этого ресурса. В России она больше нигде не водится. Люди не знают об этом, убивают всех змей без исключения, – сетует Заурбейг Агаев.
— Даже работники министерства природных ресурсов, когда я прихожу к ним за разрешением на отлов, говорят: «Да их убивать надо!». Какой тут может быть разговор?
Вот недавно нас вызывали в многоэтажный дом в город. Там убили желтобрюхого полоза. Это безобидная змея, она не ядовита. В подвале дома влажно и тепло, водятся крысы. Идеальное место для полоза. Я потом заглянул за дом, там такая свалка, что не то, что змеи, но и крокодилы завестись могут».
Иногда к змееловам серпентария обращаются простые жители республики, чтобы они помогли отловить змей в домах. Как заверил нас заведующий предприятия, делают они это бесплатно.
Гюрза в Дагестане обитает в предгорных зонах и на склонах гор – от Кизилюртовского района и до Дербента. Активна и очень агрессивна рептилия в апреле и мае, в брачный период.
Опасно свободно разгуливать в местах ее обитания. Особенно оставлять детей без присмотра.
Фаина Качабекова
Источник: kavpolit.com