Сегодня: г.

Как наказывать тех, кто портит объекты культуры?

Прокуратура отказала полицейским в возбуждении уголовного дела по статье «Вандализм» в отношении лидера православного движения «Божья воля» Дмитрия Цорионова (Энтео).

В августе этого года он и его сторонники разгромили часть выставки «Скульптуры, которых мы не видим» в Манеже, заявив, что ее экспонаты оскорбляют чувства верующих.

Пострадали, в частности, работы всемирно известного скульптора Вадима Сидура.

Практически одновременно Таганский суд Москвы перенес на 10 сентября оглашение приговора пятерым фигурантам уголовного дела о покраске в цвета украинского флага звезды на шпиле высотки на Котельнической набережной.

Обвинение требует приговорить четырех фигурантов дела к трем годам лишения свободы каждого.

И в том, и в другом деле речь идет об ущербе, причиненном объектам культуры.

О том, как нужно наказывать людей, наносящих этот ущерб, должно ли наказание быть дифференцировано в зависимости от самого объекта, а также в чем разница между этими двумя случаями — Русская служба Би-би-си попросила порассуждать юристов.

Сергей Насонов, кандидат юридических наук, член Независимого экспертно-правового совета

Дифференциация между этими делами кардинальна. Хотя бы по тому признаку, что в отношении бейсджамперов и руфера возбуждено уголовное дело. А в отношении лиц, которые совершили акт вандализма в Манеже — административное производство, не более чем штраф. Это разные категории ответственности. Даже если не будет реального наказания по делу о высотке — это судимость, это репутация.

Если говорить об ущербе, он радикально отличается. В Манеже, как утверждает дирекция, более миллиона рублей. В высотке — никакого ущерба нет. Разница очень странная.

В случае с выставочным комплексом акт вандализма очевиден. Но сложно назвать осквернением нанесение на символ Советского Союза какого-то красящего вещества, просто слоя краски.

Я думаю, что причина такой разницы имеет глубокие корни. В Манеже — покушение на произведения искусства, которые некоторым гражданам кажутся оскорбительными — ответственность за такого рода действия у нас государство отрицает уже очень давно.

Здесь большая политика, желание не затрагивать определенную часть общества, которую государство рассматривает как группу поддержки.

А здесь, в деле о высотке — если дело назвали политическим — никто не обращает уже внимание на доказательства.

Павел Чиков, кандидат юридических наук, председатель Межрегиональной ассоциации правозащитных организаций «Агора»

Сухо юридически я бы выделил три уровня ситуации. Первый — выражение неприязни к объекту культуры, несогласие. Такие вещи не наказуемы в принципе.

Второй — это когда наносится ущерб, и он невосполним. Что касается высотки, то там как такового ущерба нанесено не было. Покрасили? Оттерли краску, восстановили в первоначальном виде. Можно говорить об административной ответственности. Об уголовном преследовании речь идти не может с точки зрения юридической.

И здесь же ситуация, объект культуры утрачен. Как скульптура Мефистофеля в Петербурге или действия «Исламского государства» (экстремистская группировка, ее деятельность в России запрещена — прим. Би-би-си) в Пальмире. Но нужно учитывать, насколько ценен был объект.

Третий уровень — когда кто-то еще и пострадал при этом — прохожие или зрители. Если возникает элемент насилия по отношению к людям, это гораздо серьезнее.

Бытовое восприятие вызывает большой соблазн сравнивать эти два дела. Но у нас непрецедентное право и поэтому нельзя напрямую сравнивать вопрос о применении правовых норм. Кроме того, на мой взгляд, эти две истории вообще имеют мало отношения к юриспруденции.

История с высоткой не имеет отношения ни к самому здания, ни к ущербу. Это имеет отношение к российско-украинскому конфликту и точка. Соответственно поддержка украинской стороны воспринимается как угроза национальной безопасности. По сути их судят за нелояльность властям.

А православные активисты — отдельная история, эта группа все чаще демонстрирует безнаказанность, здесь явно есть политическая установка на то, чтобы не привлекать их к ответственности. У этих двух историй может быть много общего на первый взгляд, но суть абсолютно разная, поэтому и действия властей отличаются.

Источник: bbc.com

 
Статья прочитана 114 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору