В Фонде борьбы с коррупцией (ФБК) выяснили, что разгон облаков на праздниках в Москве обходится жителям столицы на треть дороже, чем мог бы. Помимо непосредственных исполнителей в схеме присутствует фирма-посредник, которая получает до 35% за свои услуги, говорится в блоге юриста ФБК Любови Соболь.
Соратница оппозиционера Алексея Навального указала, что непосредственным разгоном облаков в Москве занимается ВВС России. Однако, судя по документации, контракты заключались не с военно-воздушными силами, а с неизвестной организацией.
«Заказы отдавались изначально фирме-генподрядчику. А уже потом генподрядчик заключал договора с ВВС России», — говорится в сообщении Соболь. При этом, утверждает сотрудница ФБК, непонятно, какие работы проводил генподрядчик, поскольку «все работы от закупки горюче смазочных материалов и бортового питания до самих авиаработ отдавалось на субподряд».
По подсчетам сотрудников ФБК, генподрядчик получал до 35% стоимости контракта. Например, в 2012 году заработная плата фирмы-генподрядчика составила 4 258 656 рублей за три дня.
При этом контракт с фирмой заключался не по итогам аукциона. Три года подряд (2011-2013) аукционы признавались несостоявшимися — не было подано ни одной заявки, пишет Любовь Соболь. В случае несостоявшегося аукциона чиновники могут заключить госконтракт напрямую без торгов с конкретной компанией, что, полагает юрист ФБК, и было проделано.
Определить фирму, которая получила подряды, не удалось: госконтрактов ни за 2011, ни за 2012 или 2013 год на разгон облаков в реестре контрактов нет. «Неопубликование сведений госконтрактов — прямое нарушение федерального закона о госзакупках», — указала Соболь, подчеркнув, что планирует направить требование обнародовать эту информацию в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) и в прокуратуру.
Она посетовала, что несмотря на разгон облаков в День города в столице все равно была плохая погода. «Получается плохая погода в Москве, несмотря на кучу бюджетных денег, перечисленных неизвестной организации-прослойке», — подытожила Соболь.
Ранее журналисты, побеседовав с синоптиками, выяснили, что власти Москвы зря тратили деньги на разгон облаков — подействовать на погоду таким образом все равно бы не получилось в любом случае.
Ранее сообщалось, что разгон облаков проводится с помощью самолетов Ил-18, Ан-12, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Су-30 или М-101 «Гжель», распыляющих в небе реагенты на основе гранулированной углекислоты, жидкого азота, йодистого серебра и мелкодисперсного цемента. В результате такого «засеивания туч» влага концентрируется на ядрах распыленного реагента, и начинается дождь, а в Москву туча вплывает уже «обезвоженной».
Член комитета Госдумы по охране здоровья Разиет Натхо обратилась в мэрию Москвы с просьбой провести официальную экспертизу возможного вредного воздействия реагентов, которые используются для разгона дождевых облаков. Депутат также выразила сомнения в экономической эффективности данного метода воздействия на природу.
Разгон облаков не наносит никакого вреда окружающей среде, заверил «Москву 24» директор Гидрометцентра Роман Вильфанд. Он указал, что решение о целесообразности разгона облаков всегда принимается группой специалистов при непосредственном участии Росгидромета. Причем в некоторых регионах это необходимо. К примеру, на Северном Кавказе винограду и другим нежным культурам угрожает град, поэтому заблаговременный разгон облаков экономически эффективен.
«Основное вещество, которое используют при разгоне облаков со времен Второй мировой войны – йодистое серебро. При взаимодействии с водой оно не представляет никакой опасности. Второй важный компонент — дисперсная цементная пыль. И то небольшое количество, которое используются при разгоне, также не несет в себе угрозы для жизни и здоровья людей», — подтвердил замдиректора Института физики атмосферы им. Обухова Российской академии наук Александр Гинзбур.
Источник: newsru.com