4 сентября 2015 года в Ленэкспо в Санкт-Петербурге начал работу Центр импортозамещения и локализации.
Это первый подобный центр в России. Ядром Центра станет информационная система, которая будет содержать сведения о заказах отечественных предприятий, а также предложения поставщиков. Центр будет способствовать реализации программ импортозамещения, направленных на стимулирование роста локализации, открытие новых и расширение действующих производств.
В работе Центра будут задействованы профильные комитеты Санкт-Петербурга, более 70 ведущих промышленных предприятий города. Предполагается, что компании из других регионов РФ и партнёры из стран Евразийского экономического союза присоединятся к работе, чтобы обсудить межрегиональные кооперации.
Задача Центра – сформировать платежеспособный спрос, под который можно будет развивать инвестиционную активность, открывать новые производственные линии. Кроме того, в задачи центра входит устранение барьеров, с которыми сталкиваются малые и средние предприятия при установлении контактов с крупными заказчиками.
Организаторы Центра полагают, что в результате реализации данного проекта доля импортозамещения и доля заказов, размещенных на предприятиях Санкт-Петербурга, значительно возрастёт. Экономический эффект от работы Центра, как рассчитывают в Смольном, может составить около 200 млрд. рублей.
В настоящее время импортозамещение становится важнейшим элементом экономической политики, так как решение этой проблемы позволит удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать новые рабочие места, снизить негативный эффект от санкций.
В этой связи главной задачей регионов становится определение направлений экономического развития исходя из имеющихся конкурентных преимуществ.
Северо-Западный федеральный округ ― это промышленный регион. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП составляет около 20%. На территории города реализуется целый ряд крупных промышленных проектов. Тенденции к снижению заинтересованности в осуществлении проектов в Санкт-Петербурге нет. Речь идет и о вводе новых производств, и о расширении уже существующих. Например, на территории ОЭЗ и промзоны «Пушкинская» строятся предприятия фармацевтического кластера таких компаний, как «Новартис Нева», «Витал Девелопмент Корпорэйшн», «Вертекс», «Герофарм», «Самсон-Мед» и другие.
5 марта 2015 года Экспертный совет по ОЭЗ ТВТ при Министерстве экономического развития РФ рассмотрел и одобрил четыре новых инвестиционных проекта для реализации на территории ОЭЗ в Санкт-Петербурге – «НПК Позитрон», «ТелеМИП», «Медпрофит», «Нобель Трейд». Сферы деятельности новых резидентов разные, начиная от производства приборов медицинского назначения и заканчивая высокотехнологичной электротехнической продукцией. Приход инвесторов в ОЭЗ отражает их готовность вкладывать средства в создание новых производств, несмотря на экономическую ситуацию. Кроме того, важно учитывать, что большая часть проектов направлена на импортозамещение и создание высокотехнологичных рабочих мест и производств.
Значения основных показателей социально-экономического развития, сложившиеся по итогам 2014 года в Санкт-Петербурге, позволяют утверждать, что в условиях сложной экономической конъюнктуры Санкт-Петербург развивался с несколько опережающими темпами по сравнению с основными показателями социально-экономического развития РФ.
Однако продолжающаяся волатильность нефтяных цен, отсутствие признаков отмены санкций, неясность возможностей реализации инвестиционных затрат, а также по-прежнему непредсказуемая динамика валютного курса, позволяют предположить дальнейшее снижение темпов экономического развития в Санкт-Петербурге и СЗФО в целом в 2015 году.
Индекс промышленного производства в 2014 году в Санкт-Петербурге составил 91,8 % к аналогичному периоду 2013 года. Однако такого резкого падения, как в кризисный 2008 год (79,9% к 2007 году), в 2014 году не произошло.
В первом полугодии 2015 года продолжилось снижение индекса промышленного производства. По итогам первого полугодия он составил 91,8%. Инвестиции в основной капитал снизились на 10%.
Наблюдается сильное падение производства в отраслях, которые зависят от импорта машин и оборудования, запасных частей и других материалов. По итогам первого полугодия резко сократился выпуск продукции легкой промышленности, машин и оборудования, минеральных удобрений, транспортных средств, электрооборудования.
Происходит значительное снижение объемов производства автомобилей вследствие падения спроса на них. В автопроме падение составило 20 % с начала года. Для сравнения: в целом по стране этот показатель достиг 26 %. При этом заводы компаний «Нисан» и «Тойота» реализуют проекты по расширению и увеличению мощностей своих производств.
Вместе с тем данные статистики говорят и о позитивных тенденциях в экономике. В некоторых секторах промышленности в начале года был зафиксирован рост: металлургия (7,6%), деревообработка (2,7%). Драйвером роста в металлургии стали заказы оборонных предприятий.
Оборот петербургских предприятий в первом полугодии 2015 года увеличился на 5%, в том числе в обрабатывающих производствах рост составил 7%. В целом с начала года (данные на июль 2015 года) 88 % петербургских предприятий либо сохранили, либо увеличили объемы производства.
Объем экспорта СЗФО в 2014 году составил 52,7 млрд. долл., экспорт увеличился на 10%. Стоимость экспортных поставок в страны СНГ сократилась на 30%. Из стран СНГ, доля которых в экспорте составляет 3,1%, лидирует Украина – 689 млн. долл. Стоимость экспорта в Украину сократилась в 2 раза.
Объём импорта СЗФО в 2014 году составил 52,9 млрд. долл. Импорт сократился на 5%. Импорт из стран СНГ уменьшился на 30%, из стран дальнего зарубежья – на 4%. Доля стран СНГ в стоимостном объеме импорта составила 1,6%, из них 87% приходится на Украину. Стоимость импортных поставок из Украины уменьшилась на 33%.
Разрыв сотрудничества между Россией и Украиной оказался болезненным для целого ряда предприятий СЗФО. В первую очередь, для предприятий оборонно-промышленного комплекса. Пострадали такие отрасли как судостроение, а также самолето- и вертолетостроение.
Из Украины российская промышленность получала тысячи деталей, не только первого уровня, но «и второго, третьего, четвертого и даже пятого». В ходе заседания по выполнению гособоронзаказа предприятиями СЗФО округа заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин отметил, что российские предприятия «из-за своей лени» предпочитали брать из Украины советские разработки еще 60-70-х годов, вместо того, чтобы создать их производство у себя.
В настоящее время предприятия стараются в срочном порядке заместить украинскую продукцию.
К примеру, завод «Климов» (производит авиационные, танковые и морские газотурбинные двигатели) до конца года планирует импортозаместить все детали, которые поставлялись с Украины. Сейчас ОАО «Климов» реализует масштабный проект «Петербургские моторы» с объемом инвестиций более 6 млрд. рублей. Этот проект предусматривает реконструкцию и техническое перевооружение научно-производственной базы ОАО «Климов» по выпуску авиационных газотурбинных двигателей. Проект позволит обеспечить независимость российской отрасли вертолетостроения от зарубежных производителей двигателей и их комплектующих, а также создать в Петербурге Центр газотурбинного двигателестроения мирового уровня. Предполагается, что конструкторско-производственный комплекс позволит снизить затраты и сократить до 4-5 лет сроки на разработку и производство двигателей.
Завод «Звезда» (производит дизельные двигатели для судостроения и ж / д транспорта) реализует проект по техническому перевооружению редукторного производства, а также строит новые кооперационные связи, чтобы воссоздать производство собственных деталей двигателей на замену украинским аналогам.
Ряд судостроительных заводов СЗФО ощутили на себе действие западных санкций. В частности, на предприятиях «Северная верфь» (Санкт-Петербург) и «Янтарь» (Калининград) под угрозой срыва оказалось строительство 8 корветов и 9 фрегатов для ВМФ России на общую сумму свыше 3,7 млрд. долларов. Причиной сложившейся ситуации стало отсутствие двигателей. Прежде судостроители импортировали оборудование из Германии и Украины.
По мнению экспертов, значительная часть оборудования, поставляемого по импорту, может быть освоена российскими предприятиями. Однако общая проблема отечественного судостроения и других отраслей — мелкосерийность. Предприятия, которые готовы вложиться в это производство, должны быть уверены, что их продукция будет востребована. В России при наличии достаточно большого потенциального портфеля заказов достоверность перспективных заказов невелика.
По мнению Павла Плавника, председателя совета директоров дизелестроительного предприятия ОАО «Звезда», самый большой прорыв в экономическом развитии реального промышленного сектора может дать только организация эффективной кооперации. В настоящий момент нет полноценной отраслевой аналитики рынков, а если не существует информации – значит, не существует и управления, нет и организации межзаводской, межотраслевой кооперации.
Центр импортозамещения и локализации в Санкт-Петербурге должен сыграть важную роль в развитии кооперационных связей, в установлении новых контактов между заказчиками и поставщиками. Центр будет способствовать росту промышленного производства не только в СЗФО, но и в РФ в целом.
В краткосрочной перспективе санкции, безусловно, создали немало проблем. Увеличились сроки по поставкам комплектующих к агрегатам импортного производства. Снижение валютного курса рубля привело к росту цен на комплектующие и, как следствие, вызвало удорожание работ в целом. Но в среднесрочной, а тем более, в долгосрочной перспективе политика импортозамещения будет способствовать развитию производств на территории России и приведёт к созданию новых рабочих мест, к экономическому росту и повышению уровня жизни населения России.
Анна Валерьевна Рыжова
Источник: riss.ru