Сегодня: г.

Солженицын и Сталин: кому ставить памятник?

Наследники Александра Солженицына ответили на глумление над новым памятником их родственнику, учиненное молодым коммунистом Максимом Шинкаренко. Активист требует установить монумент Иосифу Сталину. Би-би-си считает памятники писателю и советскому вождю.

В открытом письме, опубликованном в «Российской газете», вдова писателя Наталия Солженицына и их сыновья Ермолай и Степан призвали «четко» оценить российскую историю.

«Три дня назад во Владивостоке открыли памятник Александру Солженицыну, нашему мужу и отцу, а сегодня в СМИ прошла новость о том, что «молодой сталинист» повесил на памятник табличку с надписью «Иуда». Это только значит, что и после смерти слова Солженицына нужны как никогда. Он всегда призывал правдиво смотреть на свою историю, знать ее, гордиться достойными ее страницами, но и признавать и каяться в ошибках и преступлениях», — пишут родственники автора «Одного дня Ивана Денисовича».

Солженицыны считают, что Шинкаренко своим поступком возобновил дискуссию о личности и наследии писателя в терминах полувековой давности.

«Черное — белое, а белое — черное. Этот памятник во Владивостоке прекрасный, город у вас открытый и смотрящий в будущее. Без трезвого понимания прошлого нам не построить достойного будущего», — добавляют Наталия, Ермолай и Степан.

Назло коммунистам?

Памятник Нобелевскому лауреату открыли 4 сентября. Спустя два дня активист коммунистического толка Максим Шинкаренко повесил на монумент табличку «Иуда».

«Это памятник предателю, антисоветчику и русофобу. Никто не проводил никаких опросов общественного мнения, его просто поставили», — утверждаетШинкаренко в своем видео, сокрушаясь, что власти города не признали действительными результаты интернет-опроса, на котором горожане высказались за установку монумента Сталину.

Впоследствии Шинкаренко разместил на своей странице «Вконтакте»сообщение, что ему вменяют в вину мелкое хулиганство. Заседание по делу назначено на 23 сентября.

Виновным себя 28-летний коммунист не считает и выказывает уверенность, что не он, а мэр Владивостока Игорь Пушкарев проявил неуважение к обществу.

Первый памятник Солженицыну в России был открыт два года назад в Белгороде при университете.

До того автору «Архипелага ГУЛАГ» и «Матрёнина двора» устанавливали памятные знаки. Например, в польской Броднице, где он участвовал в боевых действиях под занавес Второй мировой войны, был установлен мемориальный знак. Еще один есть в Южном федеральном университете Ростова-на-Дону.

При этом улица Александра Солженицына появилась в Таганском районе Центрального административного округа Москвы всего через несколько месяцев после его смерти, став еще одним нарушением столичной мэрией муниципального закона, позволяющего называть улицы в честь людей не ранее, чем через 10 лет после их смерти.

Выбор улицы для переименования — Большая Коммунистическая — вызвал широкий резонанс. Символичность этой замены названий оценили и в КПРФ: члены партии резко осудили новое название.

Сотни падающих сталиных

Личность Иосифа Сталина вызывает в российском обществе, пожалуй, еще больше споров.

Всего лишь на днях коммунисты Марий Эл установили бюст генералиссимуса перед административным зданием совхоза «Звениговский» в поселке Шелангер. На контрасте, в Пензе активисты подписали петицию против переноса монумента с окраины в общественное пространство в центре города. Инициативу поддержали и некоторые местные политики.

До разоблачения культа личности «вождя» на XX съезде Компартии СССР в 1956 году по всему Советскому Союзу были установлены тысячи памятников генералиссимусу.

Первым стал памятник в Москве в 1929 году. Далее монументы тоталитарному политику стали появляться по всему СССР, а после 1945 года — и в странах Восточной Европы.

Одним из примеров гигантизма в поклонении «вождю народов» стал 26-метровый монумент организатора массовых репрессий на канале Москва-Волга.

Исполинского Сталина снесли 26 лет спустя в разгар хрущевской борьбы с культом личности предшественника. Тогда же «посыпались» сотни монументов, многие из которых пошли на переплавку.

Массовый «сталинопад» в СЭВ пережил монумент на малой родине генералиссимуса — памятник в Гори. Его ликвидировали лишь пять лет назадпри президенте Михаиле Саакашвили и под покровом ночи.

При этом в городе по-прежнему действует мемориальный музей советского правителя.

Спустя три года в грузинском Телави на частные деньги поставили памятник Сталину, однако после того как его несколько раз облили краской, монументбыло решено демонтировать.

Возрождение интереса к «вождю»?

На этом фоне тревожным для правозащитников сигналом стали попытки открыть новые монументы в честь Сталина на российской территории.

Согласно подсчетам историка Натальи Колягиной, в России после демонтажа Советского Союза появилось около 40 новых монументов вождю.

«Есть в Северной Осетии, в Пензе. Их протаскивают местные коммунисты, и они не появляются в общественных пространствах, а у райкома компартии, куда обычные люди не приходят. С середины 2000-х ведутся оживленные дискуссии: были очень длительные дискуссии в Новосибирске, в Красноярске — там был установлен макет памятника, они собирались его поставить. Интерес к этому в определенных кругах стабильно высокий в «красных» группах. Это зона дискуссий, которая показывает разлом в обществе. В Красноярске решили не устанавливать, но [местные власти] зафиксировали, что это — проблемная зона», — сказала Русской службе Би-би-си редактор сайта «Уроки истории» Колягина.

При этом и попытки установки монументов в память о жертвах сталинизма порой наталкиваются на резкое сопротивление.

«Ветераны и люди от лица организации выступают за снос памятников жертвам репрессий. В [хакасском] Саяногорске два года назад снесли памятник репрессированным, который назывался «Берегиня». Его удалось восстановить с очень большим трудом, потому что местные ветераны говорили, что «все репрессированные в нашем регионе — это коллаборанты и сосланные бандеровцы». Везде есть пафос, что это оскорбление памяти павших в ВОВ. Это сильно зависит от здравости руководства в конкретном регионе», — добавляет Колягина.

«Вот ты где, вомбатик!»

Нестихающие дебаты о роли как Солженицына, так и Сталина в российской истории привели к такому же неоднозначному преломлению их образов в виртуальном мире, как и у некоторых действующих политиков.

Так, популярный «Твиттер»-аккаунт » Иосиф Сталин» (@StalinGulag) насчитывает более 205 тыс. читателей, при этом от имени вождя в нем пишут резко оппозиционные нынешней российской власти твиты.

Постмодернистское прочтение имиджа генералиссимуса вылилось в столь неожиданную форму, как сообщества » Сталин и вомбат» в социальной сети «Вконтакте», где умельцы с помощью фотошопа монтируют обаятельное австралийское сумчатое на архивные фото политика.

Образ Солженицына, напротив, обыгран на аватаре прокремлевского пародийного аккаунта «Лев Щаранский» (@LevSharansky) — вероятный намек на советского диссидента, экс-главу МВД Израиля Натана Щаранского. На аккаунт подписаны чуть менее 47 тысяч пользователей.

Источник: bbc.com

 
Статья прочитана 108 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору