«Если оценивать туризм как бизнес, то результаты в Дербенте практически нулевые» — Маир Пашаев.
«Перспектива Дербента исходит из его великолепного прошлого, истории. Но фетишизация туризма опасна по своей сути. В этой сфере много деклараций чиновников, завышенных ожиданий, спекуляций, мало экономики и реальных дивидендов. Эту истерию надо прекратить».
Известный дагестанский экономист Маир Пашаев на днях подал документы для участия в конкурсе на пост главы администрации Дербента. В интервью КАВПОЛИТу он рассказал том, как, на его взгляд, должен развиваться древний город.
— Из того, что сообщалось в СМИ о визите в Дербент зампреда правительства РФ Александра Хлопонина и полпреда президента России в СКФО Сергея Меликова, можно сделать вывод, что высокие гости остались, скажем так, не совсем удовлетворены подготовкой к юбилею. Известны ли вам какие-то подробности встречи «в верхах»?
— Не выяснял, могу только предположить, чем вызвано их недовольство. Подготовительные работы проводятся всего лишь год с небольшим — после известного визита в Дербент Сергея Меликова в июле 2014 года. До этого республиканское руководство всячески блокировало начало подготовительных работ.
А выполнить за год программу 3-4 лет было нереально. Хотя сделано немало. Где-то смахивает на «новодел», теряем древность: то 6-7-метровые тротуары выложат дешевой плиткой, без зеленых зон, то стены зданий из дербентского камня обшивают непонятно чем, листами или полиуретаном.
Зачем, кто разрешил? Есть другие материалы, другие технологии. Местами работы по укладке плитки, газонов выполнены некачественно, наспех. Технология реставрации крепости и городских стен — отдельная тема для разбирательства. Это уже вторая «реставрация со взломом» за последние полвека.
— Меликов признал, что до празднования юбилея завершить работы по благоустройству города не получится и попросил продлить срок реконструкции до 2018 года. Решили дотянуть до выборов президента страны?
— И 2018 год всего лишь условная дата. Нельзя не учитывать, что пока только реставрированы крепость и городские крепостные стены, благоустроены 15 улиц и четыре парка. Выполнено не более 10% работ, необходимых Дербенту для элементарного порядка.
Не думаю, что до 2018 года весь город удастся привести в порядок. Дербенту нужна программа комплексного развития на 10-15 лет, включая развитие городского хозяйства, инфраструктуры, градостроительства.
При этом важно сохранить историю, древность, аутентичность Дербента, высокую ценность туристического продукта. Кавалерийские атаки на Дербент нужно прекратить: 3000 лет своей истории город разом потерял, теперь на наших глазах теряет и древний облик.
— Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов заявил, что Дербент нуждается в «жизнеспособной власти». Стоит ли это расценивать как сигнал о том, что после юбилея нас вновь ждут отставки в администрации города? Есть ли предпосылки для такого развития событий?
— Возможно. Многие его кадровые решения по смене руководителей муниципалитетов, республиканских ведомств были непродуманными, непонятными. Как следствие — кадровая чехарда, когда за два года меняются 3-4 руководителя. И исправление своих же ошибок, которые выдаются за обновление, очищение. Так что ожидать можно все что угодно.
— Два месяца назад в своем интервью вы говорили, что «у города нет ни одного документа экономического развития, стратегического планирования долгосрочного развития». Что-то было сделано в этом направлении? Появилась ли какая-то база, основа для развития?
— По-прежнему нет ни одного документа. Нет их заказчика. Но разговор на эту тему был. Пока я работаю над тезисным вариантом программы комплексного развития Дербента, которую планирую представить собранию депутатов.
— Что необходимо Дербенту? Что реально изменить в городе уже сегодня, и какое развитие вы предлагаете в перспективе?
— Если на ближайшую перспективу, это решение системных проблем, программа экономической политики, программа маркетинга территории, программа развития туризма, социализация городской жизни и коммерциализация хозяйственных процессов.
В долгосрочном плане — сперва нужно создать институт управления развитием. Затем провести форсайт. Также Дербенту необходимы несколько стратегий: пространственная, ресурсно-факторная, инвестиционная.
И несколько программ — муниципальный инвестиционный стандарт, программы экономического, социального, инфраструктурного развития. Можно их уложить в одну программу долгосрочного развития.
Перспектива Дербента исходит из его великолепного прошлого, истории, которую, к сожалению, всячески стараются омолодить, унизить и опошлить. Профанация без границ, и там много интересантов.
Как-будто люди жили здесь только пять тысяч лет. А что было десять, двадцать тысяч лет назад? Наверное, жили племена, народы, создавали цивилизацию. Великентскому поселению древнего человека, рядом с Дербентом, по различным оценкам, от двухсот до восемьсот тысяч лет.
— Были заявления, планы по развитию туризма в республике в целом и в Дербенте в частности. Насколько они обоснованы, можно ли делать на эту отрасль серьезную ставку? Есть ли альтернатива туризму?
— Если оценивать базис сферы, уровень продвижения Дербента, туристических продуктов, объектов, туризм как бизнес, приносящий ощутимый доход, то результаты здесь практически нулевые. Конечно, празднование юбилея в некоторой степени способствовало узнаваемости города, но не более того.
Нельзя забывать, что совсем недавно Дербент был промышленным городом, на промышленных предприятиях работали более 10 тысяч человек. А сегодня работают порядка тысячи. Квалификация, навыки не передаются следующим поколениям. Набрать квалифицированный персонал даже для одного нового промышленного предприятия большая проблема.
Фетишизация туризма опасна по своей сути. Пример — Греция. В этой сфере много деклараций чиновников, завышенных ожиданий, спекуляций, мало экономики и реальных дивидендов. Зазывать туристов, когда кругом пыль, мусор, а все канализационные нечистоты сбрасываются в море, по крайней мере нечестно, аморально. Эту истерию надо прекратить: есть технология туристического бизнеса, которую необходимо выдерживать.
Пока у республики нет стратегии развития туризма. Реализуется республиканская целевая программа до 2018 года стоимостью 36 млрд рублей. Но это фикция: фактически за последние три года на реализацию программы из бюджета выделены не более 130 млн рублей.
Бадма Бюрчиев
Источник: kavpolit.com