Министерство сельского хозяйства РФ 12 сентября внесло на рассмотрение правительства проект документа об увеличении экспортной пошлины на зерно. Ранее из аграрного ведомства поступала информация, что оно предлагало пойти на повышение верхней границы ценового коридора ввозной пошлины на зерно с 5,5 тысячи до 6,5 тысячи рублей за 1 тонну. Эксперты опасаются, что манипуляции с пошлиной могут привести к удорожанию хлеба.
Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство определится с экспортной пошлиной, а также с закупочной ценой на зерно в интервенционный фонд в самые ближайшие дни. Замглавы Минсельхоза Евгений Громыко, со своей стороны, сообщил, что пошлина на экспорт пшеницы не будет отменена, и причины на то «экономические». При этом чиновник пообещал, что при реализации действия пошлины «будут значительные послабления в сторону бизнеса».
Также Минсельхоз планирует серьезно повысить закупочные цены на зерно при покупке в интервенционный фонд. «Мы будем повышать, и прилично — крестьян это устроит. Ожидания у крестьян всегда больше; сегодня сложилась достаточно приемлемая цена от 8,5 до 10,5 рублей — это цена достойная для крестьян. Когда стабильная цена, человек хочет больше», — пояснил позицию аграрного ведомства г-н Громыко. При этом министерство инициирует поднять закупочную стоимость зерна на 1 тыс. рублей за тонну.
Как известно, с 1 июля 2015 года в России действует экспортная пошлина на пшеницу, вычисляемая по формуле 50% от таможенной стоимости минус 5,5 тыс. рублей, но не менее 50 рублей за тонну.
Еще в феврале, при бывшем министре сельского хозяйства РФ Николае Федорове, Минсельхоз представлял правительству предложения по корректировке экспортной пошлины на пшеницу и закупочных цен на зерно для государственных интервенций. Сам же г-н Федоров скептически оценивал эффективность пошлины, отметив, что она «не оказала радикального влияния на резкое снижение объема вывоза зерна в целом и пшеницы за рубеж».
Действительно, весной сельхозпроизводи-40% от объема, предусмотренного в государственном интервенционном фонде. Тогда и была поставлена задача Минсельхозу со стороны правительства — чтобы «интервенционный фонд в результате закупочных интервенций заполнялся более интенсивно».
Оператором, осуществляющим скупку государством зерна у производителей в этот фонд, стала Объединенная зерновая компания (ОЗК). В конце декабря 2014 года ее глава Арам Гукасян оценивал объемы зерна в фонде в 1,5 млн. тонн, делая поправку, что это «остатки прежних закупок, сделанных начиная с 2008 года». Между тем, по данным Минсельхоза, для эффективного применения инструмента зерновых интервенций государство должно иметь в своем распоряжении как минимум 3,5 млн. тонн зерна. Закупки в интервенционный фонд осложнились из-за резкого роста курса доллара.
Доцент экономического факультета МГУ, заместитель заведующего кафедрой агроэкономики Николай Харитонов факт увеличения экспортной пошлины на зерно оценил положительно. При этом эксперт не дал прямого ответа на вопрос «НИ» — не скажется ли такая мера на конечной цене хлеба.
«Экономическая практика последних лет убеждает: розничные цены диктуются в меньшей степени производителями, а в большей — торговыми сетями, — сказал г-н Харитонов. — Да, больше появится своей муки в стране, но, сколько будет стоить батон, буханка ржаного, килограмм пряников или вермишели, определят в конечном счете не хлеборобы, а продавцы. Памятные всем события с диким вздорожанием гречневой крупы наглядно показывают, насколько в этом плане сильны тенденции монополизма среди ритейлеров».
Алексей Голяков
Источник: newizv.ru