Даже полуголодные девяностые не помнят того, что сейчас происходит в украинской энергетике. В стране полтора года идет разрушительная гражданская война, одним из результатов которой стал острый дефицит электроэнергии. При этом власть, с утра до ночи вопящая о сплочении украинцев вокруг «единой краины», вполне четко отделяет интересы олигархов от интересов народа.
Согласно данным Министерства энергетики и угольной промышленности, за январь-июль текущего года производство электроэнергии сократилось на 14,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. При таких темпах по итогам года выработка электроэнергии может сократится на 20 млрд. кВт-ч. Таким образом, относительно довоенного 2013 года, страну ожидает рекордное падение выработки, со 194 до 162 млрд. кВт-ч. В худшие годы независимости этот показатель не опускался ниже 170 млрд. кВт-ч.
Это нанесет нешуточный удар по экономике, которая является весьма энергоемкой и ее рост напрямую связан с ростом количества потребляемых киловатт. В текущей конфигурации, когда возможности энергетики блокированы войной и откровенно вредительской политикой властей, о каком-либо экономическом развитии можно забыть. И даже в случае прекращения военно-политического хаоса в стране, возникший за время АТО энергодефицит будет восполняться годами, да и при условии, что украинская олигархия или те, кто на тот момент будет «рулить» страной, вложат миллиарды в отрасль.
Но не говоря о долгосрочных последствиях в масштабе всей страны, Украину уже в ближайшее время ожидают серьезные трудности. Нарастающий дефицит электроэнергии ставит под сомнение успешность прохождения грядущего отопительного сезона. Понятно, что главной причиной с первого дня энергокризиса является война на Донбассе, повлекшая остановку добычи угля на крупнейших шахтах страны. В июле 2015 г. было извлечено на 42% угля меньше, чем в июле 2014 г., то есть добыча сократилась почти вдвое.
Это сказалось на складских запасах угля на ТЭС, а значит и на стабильности выработки электроэнергии. О стабильности, впрочем, говорить уже не приходится. За последний год 7 из 14 ТЭС, работающих на донбасском антраците, регулярно давали сбои из-за нехватки топлива. В настоящее время из-за отсутствия топлива на Украине не работают 13 энергоблоков тепловых электростанций суммарной мощностью 2785 МВт. Среди них пять энергоблоков ООО «ДТЭК Энерго» мощностью 885 МВт; 8 энергоблоков ПАО «Центрэнерго» мощностью 1900 МВт. Кроме того, из-за повреждений не работает еще 5 энергоблоков суммарной мощностью 1175 МВт. То бишь общий дефицит достигает порядка 3900-4000 МВт в сутки. Для сравнения, зимой 2014-2015 дефицит мощностей составлял 3000-3500 МВт. То есть зима еще не наступила, а масштабы дефицита серьезнее, чем в холодное время года.
По данным, озвученным премьер-министром Арсением Яценюком, Украине для успешного прохождения осенне-зимнего периода нужно накопить семь миллионов тонн угля по позитивному сценарию, 11 миллионов тонн — по негативному. Понятно, что сценарий зависит от средней зимней температуры, которая прямо влияет на объем выработки топлива. Проблемы с украинской электроэнергией и перспективы зимних веерных отключений вынуждают власти соглашаться на такой любопытный в текущих политических условиях шаг, как импорт электроэнергии из Российской Федерации. На закупку российского электричества Киев уже потратил 56$ млн., а на импорт энергетического угля — порядка 480$ млн.
Но самое любопытное, что на фоне закупок Украиной энергоресурсов и электричества из России, которую в украинских политических кругах именуют агрессором, имеет место и нечто совершенно запредельное. В условиях нарастающего уже второй год дефицита электроэнергии, бьющего по населению и промышленным предприятиям, Украина бесперебойно осуществляет экспорт электроэнергии на европейский рынок.
В Ивано-Франковске есть город Бурштын, в котором расположена знаменитая Бурштынская ТЭС, принадлежащая компании ДТЭК Рината Ахметова. Ее установленная мощность 2400 МВт, что ставит ее в тройку мощнейших ТЭС страны. А известна она тем, что 2002 году была выведена из объединенной энергосистемы Украины и работает в составе объединенной энергосистемы Европы (ENTSO-E), в частности ее работа завязана на энергосистемы Словакии, Венгрии и Румынии. Например, доля бурштынской электроэнергии в Венгрии занимает 10% от общего объема потребления.
Изолированная от украинского потребителя, станция является промышленной жемчужиной бизнес-империи Ахметова, так как продает электроэнергию за границу по мировым ценам, гораздо более выгодным, чем внутренние тарифы. И в отличие от других ТЭС Украины, Бурштынская всегда своевременно проходила плановые ремонты и регулярно осваивала инвестиции для модернизации энергоблоков. Кризис в энергетике, начавшийся в прошлом году, конечно заставил ДТЭК снизить объемы экспорта электроэнергии, однако это не помешало компании выручить почти 71$ млн долларов в первом полугодии 2015 года. При этом на российскую электроэнергию, как указывалось выше, Киев потратил 56$ млн. бюджетных средств.
Забавно наблюдать как украинские власти «озабочены» Бурштынским парадоксом и «решают» проблему чрезмерного экспорта при катастрофическом внутреннем энергодефиците. Например, перед прошлым отопительным сезоном, в октябре 2014, НЭК «Укрэнерго» предлагали решить эту проблему за счет разворота экспортных мощностей ДТЭК на обеспечение украинских потребителей. Однако, как видно из сообщений о сохраняющемся дефиците, эквивалентном потенциалу двух Бурштынских ТЭС, ничего предпринято не было…кроме импорта из «страны-агрессора».
И вот снова Кабмин Украины, за месяц до отопительного сезона поднимает этот вопрос. В правительстве поручили до 15 октября 2015 года принять меры для переориентации ахметовской ТЭС на нужды Украины. На что в ДТЭКе под видом «технических проблем» дали понять, что это просто невыгодно компании. Кроме того, возникает и другой нюанс: где странам-потребителям бурштынского электричества — Словакии, Венгрии, Румынии, Молдавии, которые являются энергодефицитными, взять недополученные объемы из Бурштына? Собственно, с юридической точки зрения очевидно, что восточноевропейские потребители затаскают по судам ДТЭК, ведь тогда будут не выполнены контрактные обязательства украинской стороны.
И совершенно ясно, что марионеточное киевское правительство ради спасения Украины от коллапса в энергетике не пойдет на такой шаг, как отрыв Бурштына от европейской энергосистемы с последующей национализацией этих активов. «Самая народная власть», пришедшая в результате майдана, по факту действует совсем не в интересах украинцев. В интересах словаков и румын — это безусловно. В интересах Рината Ахетова — аналогично. Интересы тех, кто сегодня рискует всю зиму провести в «веерах», будут учтены явно в самую последнюю очередь.
А пока Бурштын благополучно продолжит экспорт львиной доли своей электроэнергии, в Киеве проблему нехватки электроэнергии и угля решают в лучших традициях «королей майдана». Арсений Яценюк гадает, какая будет погода и сколько угля нужно собрать, чтоб не замерзнуть. И на сколько опустить температурный норматив в жилых помещениях, чтобы сэкономить на энергоресурсах.
Дмитрий Заворотный
Источник: antifashist.com