Яркий и драматичный конфликт между одесским губернатором Михаилом Саакашвили и премьер-министром Украины Арсением Яценюком не более чем политические «спецэффекты» в конфликте между основными игроками — Порошенко и Коломойским — на вопросы «Мир и Мы» отвечает Михаил Борисович Погребинский, политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии.
— Кто является инициатором конфликта между одесским губернатором Михаилом Саакашвили и премьером Яценюком — президент Петр Порошенко, стремящийся устранить конкурирующую властную группировку или американские хозяева киевского режима, стремящиеся изменить политическую ситуацию на Украине?
Очевидно, что американским кураторам украинского режима такие модели поведения не нужны — они просто могут давать указания, которые выполняются, и для этого не нужно разворачивать столь драматичные сценарии. Причина этих событий в том, что есть заинтересованные люди, которые хотели бы избавиться от премьера.
Они подогревают эмоционального Михаила Саакашвили и раскручивают соответствующие сюжеты. У премьера Яценюка очень много врагов — в их числе и президент Порошенко. Но сам он не готов выступить инициатором отставки премьера, поскольку тот до сих пор пользуется поддержкой американского посольства.
Очевидно, что в этой ситуации президент так же не может публично стать на чью-либо сторону. Именно поэтому он делает довольно глупые заявления о том, что, якобы, нет ничего личного в обвинениях со стороны Саакашвили в адрес Яценюка в том, что премьер является марионеткой олигархов.
Необходимо понимать и то, что Яценюк полностью потерял политическое будущее. Его рейтинг приближается к нулю, а партия перешла под контроль Порошенко. То, что Яценюк пока удерживается на премьерской должности, во многом происходит именно по указанию американских кураторов, которые считают, что он должен на ней оставаться.
Вероятно, всю эту ситуацию организовали те, кто хотел услужить Порошенко. А самого Саакашвили можно использовать и «в темную» — он человек эмоциональный, ему могли дать какую-то информацию, и он тут же выдал ее в публичное пространство.
— Существуют ли у Саакашвили перспективы стать премьер-министром Украины, учитывая появление соответствующей петиции на сайте президента Украины?
Думаю, что это не реально. У нас парламентско-президентская республика, а у Порошенко нет в парламенте соответствующей поддержки. Даже если бы он захотел это осуществить, у него нет для этого большинства, которое можно было бы «наклонить» для принятия соответствующего решения — поставить на пост премьера человека, который имеет двойную или вообще неизвестно какую лояльность.
Кроме того, в Саакашвили в качестве премьера не заинтересован и сам Порошенко. На этом посту ему нужен управляемый человек, а Саакашавили скорее будет прислушиваться к американскому послу, чем к украинскому президенту. Кроме того, эмоциональность и неуравновешенность Саакашвили крайне осложнит работу с ним на такой высокой должности. Поэтому крайне маловероятно, что Порошенко решится на попытку назначить его на премьерский пост.
Появление петиций и спекуляции на тему премьерства Саакашвили с большой вероятностью осуществляются, чтобы осложнить жизнь премьер-министру Яценюку. Но надо признать, что осуществление таких действий также находится в интересах президента Порошенко.
— Каковы интересы Игоря Коломойского в этой ситуации, и может ли он сыграть значимую роль в исходе этого конфликта?
Решающее значение его действия едва ли могут иметь, но, конечно, разогреть эту ситуацию он может. У Коломойского имеются мощные информационные ресурсы, второй по значимости телеканал в стране. Он уже начинает это делать — он играет против Саакашвили на стороне премьера, и против Порошенко на стороне Яценюка, но не в открытую. Это видно и по тому, как ведет себя управляемый им ведущий Савик Шустер, который сейчас работает на канале Коломойского. Кстати, именно в его программе Саакашвили пожаловался, что даже Путин на него не выливал столько «грязи», сколько Коломойский и его телеканал.
Очевидно, что настоящий, основной конфликт происходит вовсе не между Яценюком и Саакашвили, а между теми, кто продолжает оставаться значимыми игроками — между Коломойским и Порошенко. В этом конфликте ситуативно могут использоваться самые разные персонажи, что мы и наблюдаем в случае пикировок между проамериканским премьером и грузинским губернатором.
Михаил Михайлов
Источник: worldandwe.com