«Военный корабль покинул полуостров Камчатка и направился в сторону острова, который был покрыт густым туманом. Японцы встретили нас плотным огнем». 18 августа 1945 года советские войска атаковали самый северный остров Курильской гряды. Об этом нам поведал Владимир Морозов (90), которому тогда было 20 лет.
14 августа правительство Японии объявило о капитуляции, а через четыре дня прошли ожесточенные бои. За три дня с обеих сторон погибло более тысячи человек. После этого советские войска захватили Курильские острова, которые принадлежали Японии, а также японскую часть Сахалина (южнее 50 градуса северной широты). 5 сентября боевые действия завершились разоружением острова Хабомаи.
В 18 лет Морозов находился на передовой у границ Польши. Он прошел две войны: против Германии и Японии. «Во время войны все молились о том, чтобы дожить до завтрашнего утра и увидеть солнце. Как же все были счастливы, когда война закончилась».
Когда я спросил его о проблеме «северных территорий», он изменился в лице: «Люди проливали кровь за эти земли. Если вернуть даже только часть, там появятся американские военные базы. Российский тихоокеанский флот лишится выхода в море». Бывший майор советских войск, служивший в армии до 62 лет, ведет активный образ жизни и сейчас. Подобное жесткое мнение распространено в современной России, где сильны патриотические настроения.
«На передовой я видел грязных солдат, которые даже бронежилеты не надевали. Военачальники отдавали приказы из укрытий, расположенных далеко от поля боя. Гражданские становились жертвами артиллерийской подготовки», — говорит солдат Нацгвардии Иван Литус (32), год назад дезертировавший на Сахалин. Он родом из Полтавы. Иван рассказал мне о войне на Донбассе.
Прошлой весной его забрали в армию. До этого он работал дальнобойщиком. Он был таким же патриотом, как и другие украинцы. Не помешало даже то, что украинские офицеры намекали, что призыва можно избежать, заплатив взятку в 1000 долларов. Потом Иван увидел то, насколько слабо оснащена и подготовлена украинская армия. Он разочаровался, осознав, что это безнравственная война.
«Я родился не для того, чтобы убивать людей», — говорит Иван. Ему очень тяжело от того, что он не может видеться со своими двумя детьми, которые живут с бывшей женой. Однако Иван не собирается возвращаться.
До и после войны многие россияне и украинцы приехали на Сахалин в поисках работы. В настоящее время здесь живут более 1000 беженцев из Украины, покинувших своих родственников. На островах празднуется 70-летие победы над Японией, однако многим больно от того, что до сих пор где-то идет война.
Южный Сахалин 40 лет являлся японской территорией: с Русско-японской войны до окончания Второй мировой войны. Жители Южно-Сахалинска помогли мне рассмотреть ситуацию на «северных территориях» в годовщину окончания Второй мировой войны.
Источник: inosmi.ru