«Украина, Россия и Запад утратили военный аппетит», — под таким заголовком Independent публикует статью своего обозревателя Мэри Дежевски.
«Настроения изменились, как изменились и ожидания Запада, и выход из центра внимания мировой общественности пошел Украине на пользу», — так начинает Дежевски свою статью.
Особенность нынешнего противостояния между Россией и Западом по вопросу Украины состоит в том, что по многим другим вопросам отношения остались неизменными. Москва не приостановила своей жизненно важной для США поддержки в выводе их войск из Афганистана. Она остается главным поставщиком транспортного сообщения с Международной космической станцией. Она ни в малейшей мере не стала мешать достижению ядерной договоренности с Ираном. Не внес украинский кризис и серьезных изменений в позицию Москвы по Сирии: она по-прежнему считает безответственным устранение Башара Асада от власти до тех пор, пока нет хорошо продуманного сценария последствий такого устранения, а джихадизм остается явственной угрозой.
У Киева после спада революционной эйфории выбор оказывается очень незавидным: между плохим и очень плохим. То есть между «замороженным конфликтом», придуманным Россией для подрыва суверенитета Украины, и сдачей России еще одного значительного куска своей территории.
«Приехав в Киев после годичного отсутствия, я была приятно удивлена, — пишет Мэри Дежевски. — Город выглядел спокойнее, хотя со времени унесших три жизни стычек у здания Верховной рады прошла всего неделя. Ткань городской жизни выглядела лучше и увереннее, на улицах появилось больше новых автомобилей. Люди семьями приходили на празднование Дня казака, фотографировались в костюмах атамана и с казачьими саблями наперевес, покупали сладкую вату цветов украинского национального флага. Война казалась очень и очень далекой.
Быть может, люди смирились с потерей не только Крыма, но и Донбасса? Уже и год назад я не ощущала большой готовности отбивать эту землю силой, особенно среди тех молодых людей, которым пришлось бы за нее воевать. Были абсолютно нереалистичные ожидания западной военной помощи и будущего Украины. Неужели понесенные жертвы не заслужили ей быстрого членства в ЕС?»
Год спустя в настроениях меньше злости и больше реализма, пишет автор статьи. На многих уровнях проявляется озабоченность утратой интереса со стороны Запада — вызванной отчасти разочарованием в медленно проводимых в стране институциональных реформах, отчасти появлением других более насущных забот: беженцы, Сирия, «Исламское государство».
Однако выход из центра всеобщего внимания пошел на пользу Украине — во всяком случае, в осознании того, что судьба ее находится у нее в собственных руках. Все более и более становится ясно, что прежние ожидания Киева оказались завышенными. И это стало вовсю очевидным на форуме Ялтинской Европейской Стратегии.
Первое изменение состояло в том, что мало кто из официальных лиц Украины высказывал критику в адрес соглашений «Минск-2». Президент Порошенко заявил, что минувшая ночь была первой за все время конфликта, которая прошла без единого выстрела. «Затишье рассматривалось как шанс продлить перемирие и выполнить остальные положения соглашения, вместо того чтобы в очередной раз демонизировать Путина», пишет Мэри Дежевски.
Второе изменение касалось уже самого Запада. Даже самые непримиримые сторонники холодной войны — такие как бывший генеральный секретарь НАТО Андерс Расмуссен и помощник американского госсекретаря Виктория Нуланд — были настроены куда менее воинственно. Говоря о России, Нуланд поправила себя, заменив слово «агрессия» на «давление», как будто она получила указание не ставить под угрозу хрупкий мир. Вступление Украины в НАТО было практически всеми отвергнуто.
Общее ощущение было более мудрого настроя, как на Западе, так и на Украине. Кажется, наконец, на Украине поняли, что восточные территории надо убедить остаться в составе федерализованной Украины, а не пытаться принудить их к этому бомбежками.
Перспективы будущего страны кажутся пока еще очень хрупкими. Борьба с всеобъемлющей коррупцией едва началась, несмотря на обновленную полицию в крупных городах. Нет уверенности и в том, что молодая, способная правительственная команда сумеет убедить общественное мнение в необходимости введения новой налоговой структуры и значительного повышения цен на энергоносители. А если же им это не удастся, то страна быстро вернется в состояние безнадежного цинизма, последовавшее за обретением независимости в начале 90-х, и победы Оранжевой революции в 2004-м.
Период в стороне от центра всеобщего внимания может оказаться именно тем, что нужно сегодняшней Украине, таким выводом заканчивается материал в Independent.
Источник: bbc.com