Российское правительство выпустило распоряжение, которое предполагает смену расчета средней заработной платы. Об этом сообщает РБК со ссылкой на лидера Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР) Михаила Шмакова и компетентного источника, который знаком с документом. Согласно этой инициативе, в расчет будут включаться неформальные заработки граждан, в связи с чем, как отмечается, статистический уровень средней зарплаты станет ниже.
«Я заметил, что пытаются арифметическими путями выполнить майские указы — на самом деле зарплату не повышать, а занизить размер средней зарплаты, — передает РБК слова Шмакова. – На этой неделе во вторник премьер подписал распоряжение правительства, чтобы по-другому считать зарплату — такой общий доход. Мы категорически против. Мы считаем, что это обман — когда пытаются изменить методику, чтобы формально добиться двукратного превышения зарплат врачей, и учителей, кстати, тоже».
По словам одного из российских чиновников, который говорил с изданием на условиях анонимности, новое распоряжение правительства — это способ формально выполнить майские указы российского президента без реального повышения оплаты труда учителей и врачей. Напомним, что, по одному из этих указов, к 2018 году зарплата для работников социального сектора должна быть повышена до определенной величины соотношения к средней зарплате в отдельно взятом регионе. «МК» обратился к эксперту с просьбой прокомментировать цели и последствия данного распоряжения.
– Думаю, это сделано для того, чтобы было более ясное понимание, что происходит в стране, — отметил в разговоре с «МК» финансовый омбудсмен Павел Медведев. – Если бы я был правительством, я бы это пытался сделать. Всякая зарплата важна. Среднюю зарплату считают для того, чтобы понять, каков один из важных источников дохода населения. Если мы прячем голову под крыло и не замечаем какую-то часть явления, то мы плохо понимаем общую картину. Если нас интересует зарплата, то мы должны всякую зарплату считать, а не только ту, которая облагается налогом, которая выдается через бухгалтерию, а не в конверте, иначе мы не видим картины труда и оплаты этого труда. Мне кажется, это правильно.
– К чему может привести эта инициатива?
– Только к пониманию, и все. Неформальный сектор не перестанет быть неформальным, если мы каким-то способ научимся вычислять эту зарплату. Другой вопрос — как ее научиться вычислять. Росстат собирает свою информацию с помощью агентов, которые ходят, что-нибудь спрашивают, выписывают и т. д. или с помощью агентов экономики. Это предприятия, которые посылают отчетность. Вот там, конечно, происходит искажение — отчасти из-за недобросовестности, отчасти из-за бестолковости, отчасти из-за незаинтересованности, но эти факторы каждый год приблизительно на одинаковом уровне. Наверное, они в течение десятилетия меняются, но в соседние годы они не очень сильно различаются, поэтому динамика улавливается более-менее правильно. Сейчас динамика нарушится, если по-новому начнут считать зарплаты. Это, конечно, не очень приятно для исследователей, но для того, чтобы иметь более полную картину, надо более аккуратно смотреть по сторонам.
Игорь Субботин
Источник: mk.ru