Сегодня: г.

Энергетические проекты: российские мобильные АЭС

В июле 2015 года командующий Береговой охраной США с великолепным негодованием рассказал о российском доминировании в Арктике. Ведь это США призваны доминировать во всем мире, «in bucks they trust». О сложившейся расстановке сил в северном регионе планеты адмирал высказался следующим образом:

«Мы уступили существующие и перспективные арктические торговые пути России, мы лишили себя самой возможности доступа к природным богатствам региона… у нас два ледокола против 27 русских, о чем тут можно говорить? Мы даже не сидим на скамейке запасных в игре за Арктику…»

Разумеется, у военных «игроков» своя логика публичных опасений для получения доступа к бюджету. Расходы на всевозможную оборону в США уже несколько лет сокращаются, но по-прежнему составляют 34 % от общемировых. Береговая охрана южных рубежей Америки имеет приоритетное финансирование. В связи с наркотрафиком, незаконной миграцией, вниманием к Венесуэле и Кубе. Через Северный полюс кокаиновые бароны, потенциальные диверсанты и сомнительные переселенцы безопасности Америки не угрожают. Однако стратегическое беспокойство адмирала разделяют и гражданские чиновники самого высокого ранга. Например, в лице председателя комиссии по арктическим исследованиям США:

«Наш народ не идентифицирует себя в качестве арктической нации, в то время как Россия расширяет свое присутствие и претензии… необходима широкая общественная поддержка для усиленного финансирования арктических исследований Америки…»

В кои-то веки можно согласиться одновременно с заокеанским адмиралом и его соотечественником, доктором естественных наук.

Россия действительно уделяет большое внимание развитию Арктики. На комплексную программу освоения суровых территорий и морозных просторов, на возобновление научного, военного, исследовательского, производительного присутствия на Севере выделяются сотни миллиардов рублей. Возрождаются и строятся новые города и опорные пункты, осваиваются месторождения, идут вереницы кораблей по Северному морскому пути. Защита национальных интересов РФ в Арктике является одной из основных задач обновленной военной доктрины России. Канада, Норвегия, Дания, Китай, Япония и сами США проявляют колоссальный интерес к региону крайнего севера планеты по вполне понятным соображениям.

Под снегами и льдами Арктики залегает до 20 % природного газа и до 30 % нефти от всех планетарных запасов. А также месторождения руд полезных ископаемых, с развитием технологий вполне извлекаемых. Для обеспечения самой возможности извлечения регион должен быть освоен, обеспечен всем необходимым и надежно защищен. Это государственная стратегическая задача на перспективу – но решать ее необходимо уже сегодня.

Среди российских средств достижения столь масштабной цели имеется одно уникальное. Нет, это не ледоколы с атомной силовой установкой. Хотя они есть только в нашем флоте с 1959 года, а для всех иных флотов не заложено и одного. Подавляющее ледокольное преимущество над мировым гегемоном говорит о многом. Особенно с учетом пяти строящихся в РФ ледоколов, в том числе атомных. Что позволит перевозить вдоль северного побережья России до 5 млн. тонн грузов в год.

Единственная в мире страна с атомным ледокольным флотом заканчивает строительство первой в мире плавучей АЭС. Первой, но не единственной. До конца 2015 года со стапелей петербургского Балтийского завода сойдет «Академик Ломоносов». Плавучая атомная теплоэлектростанция, ПАТЭС. Корабль размером с добрый крейсер и водоизмещением 21.500 тонн. Это действительно добрый корабль абсолютно мирного, созидательного назначения. До полного ввода в эксплуатацию принципиального нового источника энергии еще долгих три года – но уже известно место его функционирования. На Чукотке, после буксировки по СевМорПути. Для замены самой северной на планете Билибинской АЭС, возведенной 40 лет назад. В связи с выработкой ресурса единственная АЭС в зоне вечной мерзлоты уже сегодня работает на 35-40 % от максимальных возможностей.

ПАТЭС «Академик Ломоносов» – первый в серии мобильных энергоблоков широкого спектра применения. Номинальной мощностью 70 МВт на основе двух реакторов типа КЛТ. «Атомное сердце» ПАТЭС хорошо освоено при производстве ледокольного флота, но сама энергоустановка самоходными качествами не обладает. Это транспортируемая в любой район мирового океана электростанция. Она способна обеспечить светом и теплом город с числом жителей до 100.000 человек. Она может запитать порты, заводы, промышленные предприятия, шахты, нефте- и газопромыслы, объекты социальной и транспортной инфраструктуры и т.д. Имеется возможность опресенения воды в промышленных масштабах, до 0.25 миллионов кубометров в сутки. На судне реализован ядерный цикл в замкнутом и безопасном режиме, автономное командование кораблем и атомной установкой.

Применение ПАТЭС актуально для энергоизолированных и удаленных регионов – то есть не только для арктического побережья РФ, но и для внутренних районов Сибири по основным речным «артериям». Для множества островов и регионов Земли, для целого списка развивающихся стран и континентов. Где изобретение инженера Дизеля до сих остается вершиной энергетической мысли. В России создан независимый от подвоза топлива и даже геолокации генерирующий блок с числом персонала всего в 80 человек. С ресурсом работы до 40 лет при нескольких технологических паузах. Еще предстоит провести массу испытаний – от точности и прочности швартовки, от методики транспортировки до штатной работы всех систем. От передачи энергии на берег до гарантированной надежности всего оборудования.
Но в книге мировой энергетики уже открыта новая глава. Вся человеческая цивилизация последних веков в первую очередь является электрической. «Весь цивилизованный мир» должен бы радоваться, но он стеснительно молчит.

ПАТЭС «Академик Ломоносов» – это технологический прорыв в будущее. Корабли-энергоносители строятся долго и дорого, но их можно адаптировать к различным требованиям эксплуатации (а в перспективе и к пожеланиям конкретного заказчика).

По условиям и интенсивности работы. По выработке электроэнергии, тепла или с приоритетом опреснения воды. Согласно прогнозам ЮНЕСКО, через 25 лет от 2 до 5 миллиардов человек будут испытывать сложности с доступом к пресной и чистой воде! Аналогичен дефицит энергии, особенно при истощении невозобновляемых источников. При неизбежной дороговизне сложной добычи ресурсов на шельфе и т.д. Нефть, уголь и газ не вечны, альтернатива нужна уже сегодня.

ПАТЭС «Академик Ломоносов» станет своеобразным полигоном для испытания технологических решений, пилотным проектом, первенцем в серии кораблей-электростанций. Уже есть наработки по увеличению мощности плавучих АЭС до 500 МВт на основе других реакторов. Можно автоматизировать сборку и обслуживание, хранить отработанное ядерное топливо на других судах, придать кораблям узкую специализацию и т.д. На стадии консультаций – контракты с республикой Кабо-Верде, проекты на Камчатке и Таймыре. С китайской CNNC New Energy ведутся переговоры о кооперации. Для концентрации российских специалистов на «атомном сердце» и делегировании КНР судостроительной части проекта.

Стоимость первой в мире мобильной АЭС достаточно высока. Вместе с береговыми и гидротехническими сооружениями расходы составят 20 млрд. рублей. Цена киловатта тоже существенно выше, чем у действующих ТЭЦ или ГЭС. На первых порах. При серийном производстве цена ПАТЭС снизится вдвое, при длительной эксплуатации возрастет рентабельность умеренных тарифов. В любом случае инвестиции в энергетическое будущее окупаются сторицей. В Арктике и других регионах планеты. Везде, где есть нужда в электричестве, тепле и чистой воде.

P. S. Суммарные затраты налогоплательщиков Литвы на клайпедский терминал СПГ выше, чем расходы на первую российскую ПАТЭС. Хотя в первом случае речь идет о банальной ёмкости для приема покупного газа, а во втором – о независимом источнике энергии с ресурсом работы в 40 лет.

Даша Гасанова

Источник: grtribune.ru

 
Статья прочитана 116 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору