Евреи и мусульмане договорились о сотрудничестве в Европе.
В конце августа в Вене состоялась встреча мусульманских и еврейских лидеров Европы. Переговоры прошли за закрытыми дверями. Согласно официальной информации, стороны обсуждали проблемы обеспечения религиозных свобод и совместную борьбу с экстремизмом. Вместе с тем, по мнению экспертов, реальный круг обсуждаемых вопросов мог быть намного шире. Косвенное тому подтверждение — полная закрытость мероприятия и долгое согласование итогового пресс-релиза — почти две недели. В том, что заставило еврейских и мусульманских лидеров Европы сделать шаги навстречу друг другу и что это может означать для России, разбиралась «Лента.ру». Впервые в истории
Международные форумы, призванные наладить межконфессиональный диалог, зачастую носят формальный, представительский характер. Мусульманско-еврейская конференция в Вене была иной: здесь собрались руководители религиозных общин, обладающие как значительным политическим и финансовым ресурсом, так и реальным влиянием «на местах».
Еврейскую делегацию на саммите возглавил главный раввин Москвы, президент Конференции европейских раввинов (КЕР) Пинхас Гольдшмидт. КЕР объединяет ортодоксальных раввинов основных государств континентальной Европы, Великобритании, России и Украины. В состав попечительского совета организации, который возглавляет российский предприниматель Борис Минц, входят крупные бизнесмены и общественные деятели из Великобритании, Германии, Австрии, Израиля и стран бывшего СССР. Среди европейских попечителей КЕР — представители старых бизнес-семей, плотно интегрированных в высшие слои европейских элит. Среди российских — разбогатевшие в середине 90-х годов предприниматели, которые занимают высокие строки в списке самых состоятельных людей России по версии Forbes.
Если еврейская делегация на саммите в Вене состояла преимущественно из религиозных деятелей, то мусульманская была представлена лицами, совмещающими религиозные функции с контролем над значительными финансовыми потоками.
Основным спикером мусульманской делегации стал представитель исламской общины Германии, директор Федерации исламских организаций Европы Ибрахим Эль-Заят. До недавнего времени Эль-Заят возглавлял базирующийся в британском Бирмингеме исламский благотворительный фонд Islamic Relief Worldwide (IRW). IRW — крупнейшая исламская некоммерческая организация (НКО), работает в 44 государствах и ежегодно распределяет порядка 200 миллионов евро помощи. В состав мусульманской делегации вошли действующие руководители IRW, а также саудовский шейх Хамад Аль-Маджед. Последний представлял принимающую сторону. Встреча проходила в Международном центре межрелигиозного и межкультурного диалога короля Абдаллы бин Абдулазиза (KAICIID), который был основан в Вене саудовским королем Абдаллой. Соучредители KAICIID — правительства Саудовской Аравии, Австрии и Испании, учредитель-наблюдатель — Святой престол (Ватикан).
По итогам конференции стороны договорились сообща «способствовать защите религиозных свобод», а также наладить «горячую линию» для обмена информацией по вопросам, которые возникают на уровне местных общин, государств и в общеевропейском масштабе. Для реализации решений конференции была создана новая организация — Мусульманско-еврейская лидерская платформа (MJLP), которая будет собираться в Вене, в офисе KAICIID, дважды в год. Сопредседателями MJLP стали Гольдшмидт и Эль-Заят.
О чем говорили
Взаимная заинтересованность двух общин в налаживании тесного взаимодействия в Европе понятна. Во-первых, это проблема безопасности. Особенно она актуальна для европейских еврейских общин. Количество случаев насилия в отношении евреев, нападений на еврейские культовые объекты и культурные центры растет в ЕС повсеместно. В значительной степени это связано с формированием в европейских странах крупных мусульманских общин и распространением в них идей исламского экстремизма и фундаментализма. С учетом резкого увеличения количества беженцев из охваченных войной мусульманских государств Ближнего Востока и Северной Африки, ситуация с безопасностью в ЕС может стать и вовсе критической. Главный раввин Москвы Пинхас Гольдшмидт подтвердил «Ленте.ру», что вопрос безопасности на конференции в Вене действительно обсуждался.
Фото: centralsynagogue.ru Генеральный директор KAICIID Фархад Абуальнаср, сопредседатели MJLP Пинхас Гольдшмидт и Ибрахим Эль-Заят
НКО Islamic Relief Worldwide имеет широкое влияние «на местах». Причем, по данным СМИ, IRW может иметь тесные связи в том числе с радикальными организациями и даже оказывать на них определенное влияние. В этом контексте «обмен информацией в режиме горячей линии» и «ручное» урегулирование конфликтов — как нельзя кстати.
Как ни парадоксально, но проблема безопасности, несмотря на несопоставимую с евреями численность (по некоторым оценкам, в Европе проживают до 50 миллионов мусульман), становится актуальной и для европейских мусульманских общин. Прибытие огромного количества беженцев привело к росту ультраправых националистических настроений. Вслед за общественными настроениями начался дрейф вправо и у европейских элит, которые вынуждены реагировать на волнующие избирателей проблемы. Та же входящая в ЕС Венгрия стала довольно жестко бороться с нелегалами. В этом контексте достаточно тесные контакты европейских раввинов (в этом году делегация КЕР встречалась с папой Римским Франциском и премьер-министром Франции Мануэлем Вальсом, в 2013-м — с канцлером Германии Ангелой Меркель) могут способствовать определенному лоббированию мусульманских интересов, в частности в том, что касается гуманитарной работы с беженцами.
Другой вопрос, который волнует представителей двух религий, — введение в Европе под соусом гуманизма религиозных ограничений, в частности, на религиозные ритуалы и одежду. «Последние несколько лет в ряде европейских стран, включая Германию, Нидерланды, Польшу, страны Скандинавии, пытаются ввести ограничения, которые касаются как иудаизма, так и ислама. Эти вопросы мы хотим решать совместно с мусульманскими общинами», — сказал Гольдшмидт «Ленте.ру». По мнению Эль-Заята, новая организация необходима именно для совместной защиты прав религиозных меньшинств исповедовать свою веру и соблюдать традиции в полном объеме.
Деньги любят тишину
Вместе с тем, по мнению экспертов, официально озвученными темами венская повестка дня вряд ли ограничилась. Это обычная политическая практика: заявленные темы — это одно, а «реалполитик» — совершенно другое. Углубление кризиса и рост напряженности в Европе и на Ближнем Востоке заставляет искать приемлемые решения, связанные не только с безопасностью общин, но и с личной безопасностью семей и денег. Причем это касается не только евреев, которые заинтересованы в сохранении и укреплении своего присутствия в становящейся все более исламизированной Европе, но и мусульман. По мнению экспертов, проведение встречи фактически на саудовской площадке с участием граждан королевства и людей, связанных с Саудовской Аравией личной биографией, свидетельствует о серьезном интересе со стороны аравийских элит. «Дела в Саудовской Аравии идут совсем плохо. Посмотрите, что происходит в Йемене, и на пресловутую карту передела границ на Ближнем Востоке Ральфа Петерса, представленную в 2006 году и постепенно претворяющуюся в жизнь. Там нет места Саудовской Аравии в ее нынешнем виде, а разбогатевшие на нефти, финансовых операциях и недвижимости шейхи хотят свои капиталы сохранить. Я думаю, что саудовцам нужна опора в Европе на случай, если дела пойдут совсем плохо. Отсюда интерес к европейским евреям и их финансовым и политическим возможностям», — сказал «Ленте.ру» политолог-международник Дмитрий Евстафьев. Отсюда, по мнению наших собеседников, и «более высокое» представительство мусульман на переговорах в Вене.
Пикантность ситуации придает и незримое присутствие России на этих переговорах. Формально Пинхас Гольдшмидт Москву не представляет. Однако недавний визит делегации Конференции европейских раввинов и Российского еврейского конгресса (РЕК) в Ватикан на встречу с Франциском предшествовал незапланированному заранее визиту туда президента РФ Владимира Путина. Святой престол же, как соучредитель-наблюдатель KAICIID, «участвовал» и в диалоге в Вене.
Президент Путин неоднократно заявлял, что Россия является «безопасной гаванью» для внешних инвестиций. Отношения с Саудовской Аравией у РФ стали налаживаться после визита в Москву саудовского министра обороны принца Мухаммеда бен Сальмана, продолжили — с приездом министра иностранных дел Аделя аль-Джубейра. А на осень запланирован визит короля Салмана бин Абдулазиза. Во время визита саудовской делегации на Петербургский экономический форум саудовские бизнесмены высказали намерение вложить в РФ до 10 миллиардов долларов.
«Россия не связана напрямую с участниками диалога и поэтому может быть интересна как площадка, которая выполняет обязательства и не претендует на отдельную игру», — считает политолог Александр Собянин. Тем более что формальные идеологические основы для возможного сближения уже нащупаны.
Фото: jewishnet.ru Участники конференции в офисе KAICIID в Вене
«Идеология российского присутствия в Евросоюзе озвучена со стороны России, и не раз: консерватизм и традиционные ценности в противовес либерализму и мультикультурализму. И в этой точке сходятся интересы таких разноплановых сил как Ватикан, религиозные евреи и мусульмане», — сказал «Ленте.ру» белорусский политолог, директор «Центра проблем европейской интеграции» Юрий Шевцов. Созданная недавно в центре Европы Мусульманско-еврейская лидерская платформа (MJLP) на базе связанного с Саудовской Аравией и Ватиканом Международного центра межрелигиозного и межкультурного диалога (KAICIID) в Вене может стать удобной площадкой как для решения проблем еврейских и мусульманских общин Европы, так и для урегулирования вопросов, связанных с интересами саудовской королевской семьи и еврейского бизнеса в ЕС и России.
Михаил Чернов
Источник: lenta.ru