Глава «Роснефти» Игорь Сечин на Евразийском форуме в Италии заявил, что добыча сланцевой нефти обладает хорошими шансами на переход на «траекторию умеренного роста». При этом топ-менеджер крупнейшей российской нефтяной компании заметил, что этот рост не будет носить «взрывного» характера, как в 2013—2014 годах. При этом сланцевый бум окажется всё же региональным фактором, определяющим баланс нефти и нефтепродуктов на рынке Соединенных Штатов.
— В ближайшие полтора года мы должны увидеть завершение периода избытка предложения на рынке и начало нормализации ситуации с коммерческими запасами нефти, — подчеркнул руководитель «Роснефти».
Но в ближайшем будущем, невзирая на небольшое восстановление темпов добычи нефти в Соединенных Штатах, общий уровень у американцев будет меньше максимального показателя прошлого года.
— Перспективы у американцев в этих разработках, безусловно, есть, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. — Такого рода проектам уже несколько лет, где-то больше десяти. Они возникли на пике нефтяных цен, когда в безотлагательном порядке требовалось альтернативное решение топливного вопроса для тех стран, которые находились в зависимости от импорта нефти.
Соединенные Штаты проблему оперативно решили. У Канады это протекало намного сложнее, потому что там себестоимость добычи довольна высока. У американцев ситуация по сланцевым месторождениям, можно сказать, уникальная, так как у них наблюдается (помимо, конечно, общей структуры экономики) достаточно высокий уровень конкуренции именно в этой сфере.
Надо учитывать, что сланец — это не десятки компаний, а сотни. Понятно, что данный бизнес консолидируется. Но, тем не менее, дает о себе знать достаточное количество соревнующихся друг с другом производителей. А раз есть конкуренция, то будет высокий удельный вес технологической составляющей.
И Игорь Сечин абсолютно прав, когда говорит, что нефть из сланцевых месторождений в США была бы вполне рентабельна и при 40−45 долларов за баррель. Потому что как только нефть марки Brent вошла в этот диапазон, сразу же началось увеличение числа буровых установок в северных американских штатах. Также Сечин, на мой взгляд, подмечает верную тенденцию — на сегодняшний день основным регулятором уровня добычи нефти и ее цены становятся американские сланцы. От включения их добычи зависит диапазон и сам уровень мировой цены на нефть.
«СП»: — Не считаете ли вы, что участившиеся в последнее время заявления американских нефтяников, а также — если шире — деловых кругов США о «наступлении» американских сланцев похожи на блеф, на некую вербальную интервенцию?
— Всё-таки немалая часть аналитиков мирового нефтяного рынка и самих его участников не без оснований полагает: шансы на рост добычи на сланцевых месторождениях США действительно высоки (если отринуть неизбежную в этих случаях «пропаганду»).
Тем более, все возможные эффекты, которые последуют после решения о замораживания добычи сырья странами ОПЕК, могут проявиться поучительным образом. А именно: как только замораживание будет сигнализировать о себе, цена на нефть стабилизируется в коридоре 50 — 55 долларов. Будет наблюдаться нарастающая интенсивность добычи на сланцевых месторождениях.
— Сланцевую пыль нам в глаза пускают уже давно, — говорит представитель экспертного совета Союза нефтегазопромышленников России Эльдар Касаев. — И в этом процессе было бы полезно отделять зерна от плевел: все запасы сланцевых месторождений в США и в других государствах, которые тоже пытались промышленно их разрабатывать у себя (правда, ничего из этой затеи у них пока не вышло), весьма преувеличены.
Тем более, вопрос по цене здесь достаточно дискуссионный. Не так давно проходила информация, что сланцевые месторождения в Соединенных Штатах рентабельны при цене 80 долларов за баррель. Сейчас чаще говорят — 50 долларов. Третьи источники сообщают, что в ряде случаев — и 40, а то и 25 долларов за баррель хватит для того, чтобы вести разработку сланцевых запасов. Возникает вопрос: почему вдруг начинаются банкротства компаний? Отмечу так же, что заявленная многими моими коллегами информация, что Саудовская Аравия прекратила поставлять свою нефть в США по причине того, что там сланцевая революция набрала ход, просто не соответствует действительности.
Как эксперт по Ближнему и Среднему Востоку могу заверить: саудиты поставляют свою нефть Соединенным Штатам, только в меньших объемах. На деле выходит, что пока США не хватает своих объемов «черного золота» и для покрытия потребностей внутреннего рынка. Тем более — для внешнего рынка, где американские поставщики грозят подставить «подножку» России. И с газом они были бы не прочь проделать подобные манипуляции, но пока это только риторика и дискуссия.
Сланцевая индустрия в США, конечно, развивается. Основные территории добычи у них — Техас и Северная Дакота. Там разная стоимость. Но в среднем 55 — 60 долларов за баррель. Конечно, нельзя это назвать жизнью для американских промышленников, для них это скорее — выживание. Свежая статистика свидетельствует, что коммерческие запасы американской нефти сокращаются. Для трейдеров это стало неожиданностью, хотя вполне закономерный результат.
Низкие цены на нефть держатся уже достаточно долго, с небольшими отскоками вверх. Но факт остается фактом — с лета 2014 года началось серьезное падение. Напомню, тогда было около 115 долларов за «бочку». А сейчас для всех радость, когда цена подкрадывается к отметке 50 — 55 долларов.
Инвестиции в сланцевые проекты сокращаются, так называемое хеджирование (то есть страхование рисков падения нефтяных цен) уже сходит на нет. Сейчас никто не будет страховать риски, потому что цена на сырье слишком низкая.
Сланцевая индустрия пока еще теплится, но потихоньку конец ей придет. Нашумевшая сланцевая революция, о которой так много говорили американцы, обернётся контрреволюцией. Я об этом говорил еще несколько лет назад, а сейчас предпосылки для ее наступления налицо.
«СП» — А России не грозит эта революция?
— Да, у нас есть сланцевые проекты, но в силу того, что их рентабельность невысока в наших климатических и геологических условиях, они представлены не в таком масштабе, как в США. В этой связи мы делаем ставку на добычу «черного золота» традиционным способом, а не методом крекинга.
Подчеркну, что с терминологической точки зрения наблюдается давняя путаница, и повинны в ней, прежде всего, журналисты. Некорректно говорить «сланцевая нефть». Есть горючие сланцы — полезное ископаемое, дающее при сухой перегонке значительное количество смолы, близкой по составу к нефти. Есть технологии бурения горизонтального и вертикального. Так вот, на сланцевых месторождениях используется горизонтальный способ и применяется гидроразрыв пласта. Закачивается огромное количество жидкости с химикатами, которая, попадая в почвенные воды, загрязняет их. В Америке, кстати, вовсю идут протесты населения и общественников, но об этом часто умалчивают СМИ.
Почему не поставили на поток разработку сланцевых месторождений на своей территории немцы и французы? Да потому, что из-за влияния сланцевой индустрии на экологию сразу портится качество пива и шампанского. А что названные напитки значат для этих народов, известно, думаю, всем.