созданию Государственного комитета по стратегическому планированию при правительстве с куратором в ранге вице-премьера с широкими полномочиями по контролю деятельности министров, ведомств и стратегических госкорпораций призвал депутат фракции КПРФ Павел Дорохин, выступая 7 декабря на пленарном заседании Государственной думы. «Красная Линия» публикует текст его выступления.
Нам необходимо сделать своевременные выводы из ежегодного послания президента страны. Предложив программу развития экономики и, в особенности технологичных промышленных производств как в ОПК, так и в гражданском секторе, Владимир Путин подытожил: – «Поручаю Правительству с участием ведущих деловых объединений не позднее мая будущего года разработать предметный план действий, рассчитанный до 2025 года, реализация которого позволит уже на рубеже 2019-2020 годов выйти на темпы экономического роста выше мировых, а значит, наращивать позиции России в глобальной экономике».
Как представляется, такой предметный план действий на среднесрочную и долгосрочную перспективу предполагает создание соответствующего органа по стратегическому планированию. И не случайно Минэкономразвития возглавил, бывший в свое время руководителем департамента по долгосрочному стратегическому планированию, Максим Орешкин. Пусть молодой еще человек, но мы ему поможем провести масштабную реорганизацию системного министерства на основе стратегического планирования.
Сегодня мы принимаем бюджет во втором чтении. Я считаю, что при формировании бюджета и ФЦП будут постоянно существовать диспропорции и нестыковки многих статей и программ, т.к. он строится на основе не планирования, а прогнозирования и нет единого центра их синтеза. Соответственно, нужно менять всю экономическую модель развития, которая у нас перевернута с «ног на голову». А инструмент для этого есть – закон «О стратегическом планировании в РФ».
Без введения элементов индикативного стратегического планирования в оперативном управлении страной нынешняя экономическая модель будет все время рассыпаться.
При этом мы не «изобретаем велосипед». В большинстве т.н. индустриально развитых стран, (а это США, КНР, Япония, Франция, Индия и др.) в структуре правительств есть органы, отвечающие за стратегическое и оперативное планирование в экономики. В обязательном порядке есть они и в управленческих структурах транснациональных корпораций (I Вице-президент и департамент стратегического планирования)
Наши предложения: в развитие закона о стратегическом планировании создать указом президента Госкомитет по стратегическому планированию при правительстве с куратором в ранге вице-премьера с широкими полномочиями по контролю деятельности министров, ведомств (федеральных агентств) и стратегических госкорпораций. Сокращенно – Росплан.
Росплан (т.е. новый Госплан) создать на базе Минэкономразвития, но изменить статус и функции министерства с прогнозов и аналитики до планирования и контроля выделения и использования средств на основе динамического межотраслевого и межрегионального балансового метода в интерактивном режиме, а не как сейчас – когда контроль Счетной палаты делается раз в год и расход средств скорректировать уже нельзя, остается только подавать материал в прокуратуру.
Структура бывшего министерства будет изменена: две трети департаментов будут заниматься стратегическим планированием и денежным балансовым контролем, а треть прогнозированием и мониторингом. Гигантский штат Минэкономразвития РФ (1700 человек) будет сохранен.
И этот вопрос можно выносить на коллегию Минэкономразвития, которая состоится уже скоро – 19 декабря 2016 года.
Также при правительстве и в структуре Госкомитета по стратегическому планированию необходимого создать Центр научного обоснования планирования, прогнозирования и развития экономики с привлечением ведущих ученых РАН, специализированных институтов и представителей ТПП России. Этот же центр будет готовить обоснование пятилетних планов развития экономики страны. Пятилетние планы будут вноситься Правительством на рассмотрение Госдумы РФ после разработки по научным методикам Центра через Росплан.
Сегодня мы в здании старого Госплана СССР не случайно. Видимо, пришло время нового рассмотрения некоторых функций и методов работы Госплана с точки зрения их полезности и применимости в наше время.
Прежде всего о главной функции Госплана. Сейчас мало кто ее правильно назовет. Большинство скажет – разработка и организация выполнения государственных народно-хозяйственных планов. Внешне это действительно так. Но главная сущностная функция Госплана была другая.
Всем известно, что экономику движут интересы. Интересы отдельных слоев населения, отраслей, регионов. Эти интересы, поднимаясь снизу, формируют лоббистские интересы ветвей власти, государственных органов.
Это объективная реальность. Иначе быть не может. Министров обороны, здравоохранения, образования и т.д. должна меньше всего интересовать проблема дефицита бюджета. Их не для того поставили министрами. Они должны доказать в правительстве необходимую для их отраслей сумму финансирования. Если они не будут этого делать – они плохие министры.
Минфин, наоборот, – лоббист бездефицитности (или минимизации дефицита) бюджета. Он должен спокойно выслушивать заверения других министров о катастрофах, которые произойдут, если им не дадут денег. Министр финансов должен, как правило, говорить, что денег нет. Это его форма мышления, способ существования.
А еще интересы свыше 80 субъектов Федерации. Так кто же при ограниченных ресурсах (а они всегда ограниченны) найдет оптимальное соотношение в удовлетворении всех интересов? Правительство — говорят иногда. Это несерьезно. Правительство (три десятка человек) собирается раз в неделю за известным нам по телевизору столом. Но не за пустым столом, а с бумагами, в которых содержится обоснования и решения, которое им предстоит сегодня принять. Важно — кто подготовил эти обоснования и решения.
Если ведомство-лоббист, то и проект решения будет лоббистским. И весьма трудно, практически невозможно при обсуждении на самом заседании правительства в ходе выступлений других министров-лоббистов найти оптимальное решение. А кто в правительстве не лоббист? Премьер? Выходит, на него одного грузится задача находить оптимальное решение? Это нереально.
Выход один. Иметь авторитетное ведомство без своего лоббистского интереса, которое могло бы объективно находить оптимальное удовлетворение многочисленных конкурирующих между собой экономических интересов. Вот таким ведомством и был Госплан и будет Росплан. И главной его функцией была и остается оптимизация и балансирование экономических интересов.
Надо сказать и о главном методологическом инструменте Госплана – балансовом методе. Вся работа Госплана СССР базировалась на балансировании потребностей и ресурсов. Балансовый метод – это изобретение Госплана, которое незаслуженно забыто и отброшено.
Важная особенность работы Госплана СССР – демократизм. Государственной плановой комиссией являлся орган в несколько десятков человек, в который входили руководство аппарата Госплана СССР, аппаратов Госпланов союзных республик, многие министры и большое число крупнейших ученых страны, причем не только экономистов, но и представителей всех отраслей науки. Это был орган, который концентрировал в себе разум общества.
Теперь о преемственности и некотором заимствовании советского опыта современной Россией.
В 1991 году в СССР в Москве в Академии труда японский миллиардер Хероси Теравама в ответ на разглагольствования о «японском чуде» сказал: «Вся наша экономическая система практически полностью скопирована с вашей, с той лишь разницей, что у нас капитализм, частные товаропроизводители, и мы более 15 процентов роста никогда не достигали, вы же при общественной собственности на средства производства достигали 30 процентов и более. Во всех наших фирмах висят ваши лозунги сталинской поры».
Нобелевский лауреат по физике Альберт Эйнштейн в 1948 году пророчествовал: «Несомненно, когда-нибудь наступит день, когда все нации будут благодарны России за то, что она, несмотря на величайшие трудности, продемонстрировала практическую осуществимость планового хозяйств».
Когда это было написано, «день», о котором вещал великий ученый, уже наступил. Первой «ласточкой» оказались годы Великой депрессии, и самый выдающийся в Штатах президент Ф.Д. Рузвельт воспользовался успешным опытом СССР в части государственного регулирования экономики с помощью плана и задействовал это у себя в стране, что позволило успешно выйти из кризиса.
Действительность такова, что централизованное планирование в США существует и поныне, причем не ограничивается только государственным бюджетом и целевыми программами. В послевоенный период под патронажем правительства США были созданы мощные организации по долгосрочному и стратегическому планированию. Многие крупные американские корпорации по своим масштабам даже превосходили советские отраслевые министерства, планирование внутри корпораций осуществлялось директивными методами (ведь собственность корпоративная!). Существует, и не без основания, мнение, что директивное централизованное планирование в США по масштабам даже превосходило директивное планирование в СССР. Здоровые силы на Западе недоумевали по поводу разрушения планирования в стране, где оно зародилось.
Философ, историк Александр Зиновьев, который долго жил на Западе в этой связи справедливо заметил: «Критиковали СССР за плановую экономику – теперь даже антикоммунисты признают, что плановости в западной экономике больше, чем было в СССР. Плановую систему критиковали, но сами-то её усвоили. А ведь это открыто было в России».
М. Тэтчер выступая в ноябре 1991 года в Американском нефтяном институте, в Техасе откровенно заявила: «Советский Союз был страной, представлявшей серьезную угрозу для Западного мира. Я говорю не о военной угрозе. Ее в сущности не было. Наши страны хорошо вооружены, в том числе ядерным оружием. Я имею в виду угрозу экономическую. Благодаря плановой политике и своеобразному сочетанию моральных и материальных стимулов, СССР удалось достигнуть высоких экономических показателей. Процент прироста ВВП у него был примерно в два раза выше, чем в наших странах. Если при этом учесть огромные природные ресурсы, то при рациональном ведении хозяйства у СССР были вполне реальные возможности вытеснить нас с мировых рынков».
Нельзя не вспомнить, что в период ельцинско-гайдаровских бесчинств в России выдающийся американский экономист Дж. К. Гэлбрейт, заклинал наших «реформаторов»: «Только не трогайте Госплан!»
Но тех не интересовала здоровая российская экономика, этими словами они только прикрывались. Свою задачу они видели в том, чтобы сделать процесс крушения необратимым, и они в этом преуспели.
Теперь и самому последнему простаку понятно, что США, навязывая России рынок и демократию, преследовали цель кардинального ослабления России, как своего глобального противника, и они этой своей цели добились. Давайте исправлять!
Именно создание и работа Росплана, при наделении его соответствующими полномочиями, позволит, по нашему мнению, выполнить целевые показатели, определенные в майских указах Президента РФ и последние инициативы в послании Президента Федеральному Собранию. В этой связи Росплан будет осуществлять постоянное взаимодействие с Советом безопасности РФ.
Одним словом, говоря простым языком: «Мы сможем жить завтра, как решим сегодня». В этом и заключается смысл Госплана.