Глава совета Центра стратегических разработок (ЦСР), бывший министр финансов России Алексей Кудрин назвал пять актуальных заблуждений о путях развития экономики в своей статье для издания «Коммерсантъ».
ПЕРВЫЙ МИФ заключается в том, что инфляция в РФ носит преимущественно немонетарный характер, следовательно, ее бессмысленно регулировать мерами денежной политики, и ЦБ должен отказаться от таргетирования инфляции как своей основной задачи, поскольку с ней можно справиться с помощью ограничения монопольных тарифов.
ВТОРОЙ МИФ состоит в том, что экономический рост сдерживается недостаточностью денег, следовательно, его можно подтолкнуть с помощью расширения денежного предложения.
По мнению Кудрина, монетизация определяется не жесткостью или мягкостью денежной политики, а способностью самой финансовой системы генерировать ресурсы.
ТРЕТЬИМ ЗАБЛУЖДЕНИЕМ является вера в то, что экономический рост можно разогнать, задействовав имеющиеся в стране значительные незагруженные производственные мощности с помощью смягчения денежно-кредитной политики — снижения процентной ставки.
«Даже если отдельные свободные мощности есть, нельзя «стрелять» по ним из тяжелой монетарной артиллерии, увеличивая риск общего разгона инфляции», — считает он.
ЧЕТВЕРТЫЙ МИФ: увеличению темпов роста ВВП может способствовать какой-либо аналог политики «количественного смягчения» — предоставления дополнительной ликвидности на льготных условиях.
Отечественный вариант такой политики лишь ускорит инфляцию и увеличит давление на рубль в результате «выплескивания» дополнительных денег на валютный рынок, уверен экономист.
ПЯТЫЙ МИФ: возвращение ЦБ к активной валютной политике — вплоть до фиксации валютного курса на заниженном уровне — будет способствовать росту за счет снятия с российских компаний валютных рисков, усиления конкурентных позиций экспортеров и компаний, ориентирующихся на импортозамещение.
Несмотря на то, что режим регулируемого обменного курса может ненадолго обеспечить иллюзию стабильности, уже в среднесрочной перспективе он приведет к кризису платежного баланса.
Гибкий обменный курс позволяет экономике адаптироваться к изменяющимся условиям, поскольку способствует ее переходу к новому равновесию, пояснил Кудрин.