Максимально упростить регистрацию гражданского оружия сумели в Главном управлении Росгвардии по Москве. В Северном административном округе столицы на базе подразделения Центра лицензионно-разрешительной работы организовали важный для людей эксперимент — предоставление государственной услуги по принципу «одного окна».
Владельцам оружия придется один раз явиться в Росгвардию — предъявить ствол, получить документы. Фото: Сергей Михеев/ РГ
Его особенность — в компьютеризации процесса. Заявитель уже не должен бегать по нескольку раз в полицию, выстаивать в очередях. А может просто подать электронное заявление со всеми сканированными документами. Такой центр — единственный пока не только в Москве, но и в стране.
Здесь, в здании межрайонного отдела для приема граждан, работают четырнадцать окон, отдельно выделены два кабинета для проведения осмотра оружия, обеспечен доступ сотрудников к информационным массивам баз данных, порталу государственных услуг.
Места приема и ожидания оборудованы средствами видео- и аудиофиксации, регистраторами речевых сообщений, кондиционерами, информационными стендами. Предусмотрено все для приема граждан с ограниченными возможностями. Для них оборудованы пандус, туалет и завезена специальная мебель.
Главная «фишка» — возможность сдать документы на регистрацию оружия по электронной почте через портал gosuslugi.ru. Однако гражданин должен быть уже зарегистрирован на данном портале. Правда, один раз прийти в Центр лицензионно-разрешительной работы все же придется — чтобы показать сотруднику оружие и получить разрешительный документ.
Кроме того, снимается и другая весьма болезненная для людей проблема — отсутствие на рабочем месте сотрудника.
Как правило, в районном отделе — два сотрудника. И вот, представьте, один — в отпуске, а другой — болеет. А приемных дня — четыре в неделю.
Срок же перерегистрации оружия вот-вот закончится. Не успеешь, заплатишь штраф. Электронная же почта избавляет владельца ствола от необходимости бессмысленно стучаться в закрытые двери.
Заявитель уже не должен бегать по нескольку раз в полицию и выстаивать в очередях
Начальник московского Центра лицензионно-разрешительной работы Вадим Медведев рассказал, что все эти новации внедрены для исполнения Закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и президентского указа «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».
Всего подразделения лицензионно-разрешительной работы столичного главка Росгвардии оказывают населению 27 государственных услуг в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности. То есть регистрируют гражданские и охотничьи стволы и лицензируют охранников.
Что важно, законодательство четко и конкретно очертило, так сказать, параметры оказания этих услуг. Например, время ожидания в очереди при обращении заявителя в органы государственной власти необходимо сократить до 15 минут. А доля граждан, использующих механизм получения таких услуг в электронной форме, к 2018 году должна составить не менее 70 процентов.
Так уж сложилось, что почти все пилотные проекты как полиции, так и Росгвардии сперва отрабатываются в столице. И только изучив удачный и неудачный опыт — бывает всякое, новации внедряют в других регионах. Поэтому и новую схему лицензирования оружия тоже сначала обкатают в Москве.
Ведь важно не только сократить ожидание людей в очередях, но и не ослабить контроль за оборотом гражданского оружия. Одна из главных проблем здесь — проверка подлинности документов, присланных в электронном виде.
Сейчас на учете в городе стоят около 396 038 владельцев гражданского оружия, на руках которых — 689 083 ствола. Частных охранников поменьше — 161 824. Из более 4 тысяч охранных организаций 890 используют в своей деятельности огнестрельное оружие.
Причем в Москве только в Центре лицензионно-разрешительной работы выдается разрешение на хранение и ношение наградного оружия и патронов к нему. И здесь же выдается ряд лицензий, к примеру, на частную охранную деятельность или коллекционирование и экспонирование оружия.
Досье «РГ»
В России на руках граждан в законном владении находятся 909 тысяч травматических пистолетов, гладкоствольных ружей — 4,4 миллиона, нарезных — 886 тысяч. И если востребованность нарезного оружия растет, то количество травматических пистолетов, находящихся в частном владении, за год сократилось на 32 тысячи единиц — люди все чаще отказываются от «резинострелов».
Эксперты Росгвардии считают, что количество случаев незаконного применения разрешенного оружия некритично, не более 4-5 сотен случаев в год. Из них на травматику приходится около полутора сотен. Стреляют, разумеется, из того, что в этот момент случается под рукой.
Но есть и тревожные тенденции. Несмотря на профилактику, число преступлений, совершенных с использованием зарегистрированного оружия, в позапрошлом году неожиданно возросло на четверть. В основном незаконно применялось так называемое травматическое оружие. Пистолеты, стреляющие резиновыми пулями, использовались в дорожных и бытовых конфликтах, в пьяных драках и разбойных нападениях.
Из охотничьего оружия чаще всего незаконно применяют гладкоствольные ружья, как правило, магазинные, помповые и самозарядные карабины, такие как «Сайга». Это логично: двустволку надо собирать, хранить ее в собранном виде запрещено да и неудобно из-за длины ствола. А вот «помпы» и самозарядки такой разборке не подлежат, их и перевозить можно в собранном виде, в чехле и только незаряженными.