Война в Сирии обязана своей продолжительностью не столько гражданскому конфликту, о котором принято говорить на Западе, сколько искусственному вкладу в разжигание войны. За ним стоят около 60 государств, входящих в американскую коалицию по борьбе с ИГ*, а также ЦРУ и МИ-6, которые организовали поставки оружия на несколько миллиардов долларов.
Расследование болгарской журналистки Диляны Гайтаджиевой раскрыло схему теневого трафика в Сирию из Европы и США. Отправной точкой для расследования послужило обнаружение в Алеппо девяти складов террористов с оружием болгарского происхождения. Однако дальнейшая цепочка тайных поставок вывела журналистку не только на западные спецслужбы, но также на Израиль и Азербайджан, которые, как известно, сотрудничают в военной области.
Первоначально участие Болгарии в сирийском конфликте было раскрыто в прошлом году Марией Петковой в Balkan Investigative Reporting Network. Тогда стало известно, что в период между 2011 и 2014 годами ЦРУ и Пентагон закупили в Болгарии оружия советского производства на 500 миллионов долларов. Заказ оплатили Саудовская Аравия и ОАЭ, которые также осуществили их транспортировку через компании Saudi Arabian Cargo и Etihad Cargo.
Вслед за Саудитами в схему включился Катар, который через кипрскую компанию Blessway Ltd закупил на Украине последнюю модификацию зенитного ракетного комплекса «Печора-2Д». Операция под прикрытием арабских монархий получила название «Сикоморовый лес» и была призвана прикрыть правительство США от участия в незаконном трафике.
С болгарской стороны сделку курировала компания SIC, связанная с криминальным премьером страны Бойко Борисовым. Под его контролем на Ближний Восток пошли первые поставки изготовленного в Болгарии по заказу ЦРУ каптагона, с помощью которого антиправительственные протесты стимулировались сначала в Ливии, а затем в Сирии.
В 2012 году экс-директор ЦРУ Дэвид Петреус разработал план по переброске в Сирию 230 тонн оружия из Хорватии стоимостью 6,5 млн долларов. Сначала оно было переправлено в Турцию через болгарский авиаузел Бургас на транспортных самолетах авиакомпании Jordan International Air Cargo, а затем катарские летчики сбросили его на парашютах. Попытка сирийских спецслужб раскрыть трафик закончилась терактом против израильских туристов в аэропорту Бургаса, в котором правительство Бойко Борисова обвинило союзников Асада – ливанское движение «Хезболла».
В 2015 году к авиационным перевозкам оружия подключился Азербайджан, который закупил советскую технику болгарского производства и оружейные склады в балканских странах (Чехии, Сербии и др.). Официально декларировалось, что Баку не является посредником, однако за три года государственная компания SilkWay Airlines перевезла 28 тыс. тонн вооружений на один миллиард долларов через посредничество американских фирм Chemring и Culmen International и Purple Shovel. Об этом свидетельствуют 350 рейсов транспортников с дипломатическим статусом (то есть без права досмотра грузов, согласно Венской конвенции). География полетов охватывает весь Ближний Восток и даже страны Африки, от Конго до Пакистана, однако Израиль прикрывал их фиктивными документами по конечному пункту назначения.
Начиная с появления ИГ в мае 2014 года, военные поставки в Сирию пошли по суше и по воде. С самого начала интервенции джихадистов в Ирак Турция зафрахтовала поезда в Ракку для доставки украинского оружия, оплаченного Саудитами. Тогда же боевики ИГ получили пикапы Toyota Hilux, приобретенные саудовской компанией Abdul Latif Jameel у японского концерна.
Пентагон также организовал морские перевозки вооружения и военной техники, хотя перехват первого судна Lutfallah II произошел ещё в апреле 2012 года в ливанских водах. В 2015 году командование ВМС США заключило контракт с Transatlantic Lines на транспортировку военных грузов из румынского порта Констанца в иорданский порт Акаба. В 2016 году компания Orbital ATK через Chemring и Danish H. Folmer&Co организовала регулярное сообщение между Бургасом (Болгария) и Джеддахом (Саудовская Аравия). Уже при Трампе американская компания Liberty Global Logistics открыла линию между итальянской базой США в Ливурне с портами Иордании и Саудовской Аравии.
Всего в операции «Сикоморовый лес» участвовали 17 стран, за которыми стояли транснациональные корпорации, спецслужбы и даже высокопоставленные чиновники ООН. Показательно, что Дэвид Петреус продолжил свои военные преступления даже после того, как лишился поста директора ЦРУ, под прикрытием американского фонда частных инвестиций Kohlberg Kravis Roberts. Очевидно, что без покровительства со стороны главного лоббиста войны в Сирии в ООН – заместителя генсека Джеффри Фелтмана из команды Хиллари Клинтон – здесь не обошлось.
В этой связи непонятно, насколько решение Дональда Трампа свернуть программу ЦРУ по вооружению «умеренной оппозиции» в Сирии сможет изменить ситуацию с нелегальным оружейным трафиком. Ведь после заключения гигантской военной сделки с Саудитами на 110 млрд долларов противники Асада смогут поставлять оружие напрямую, тем более что в заключенных контрактах уже выявлена теневая часть в 25 млрд долларов.
*«Исламское государство» — террористическая группировка, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда РФ