Давеча попалась на глаза статья «Конец света отменяется. Почему ядерная война не уничтожит человечество?» и стало понятно: слишком долгий и слишком глобальный мир это не только хорошо, но не менее плохо. Рано или поздно появляется поколение, полностью потерявшее способность воспринимать опасность просто потому, что с ней давно никто не сталкивался, а значит она сама тоже не существует. Заявление бывшего министра энергетики США более чем наглядное тому подтверждение. В изложении простым русским языком он сказал примерно следующее. Риск ядерной войны растет, но не пугайтесь, все, что рассказывают про ее опасность является просто старыми бабушкиными сказками. Мы тут посчитали и пришли к выводу, что опасности нет.
Бедный мальчик. Он прочитал три книжки и уже думает, что познал мир.
В феврале прошлого года вода едва не прорвала плотину Оровил. В течение недели без малого 300 тыс. человек «забыли, как дышать», а 160 тыс. из них в срочном порядке эвакуировались «во временные убежища». Потому что если бы плотину не удалось удержать, вода могла гарантированно смыть больше 27 расположенных ниже по течению городов. Зачем расходовать на каждый из них по одной боеголовке, если достаточно потратить всего одну на уничтожение плотины? Разрушение плотины Киевской ГЭС создаст волну селевого цунами высотой не менее 20 метров. Гарантированно смывается Киев и еще 27 городов, в которых проживает свыше 15 млн населения. В зоне удара при разрушении плотины Гувера находятся более 29 млн человек.
Прошу заметить, всего три боеголовки, причем нацеленные даже не на города и без малого 50 млн жертв. Таких объектов гораздо больше, чем три, и даже чем три сотни. Был в Индии такой городок — Бхопал. На расположенном рядом химзаводе произошла технологическая авария. Свыше 3 тыс. погибли сразу, еще до 90 тыс. потом, общее количество пострадавших оценивается до 600 тыс. чел. В Европе, к примеру, находится что-то около 230 крупных химических заводов. Впрочем, химпредприятию не обязательно быть крупным, чтобы представлять опасность в случае глобального ЧП.
В Китае в сентябре 1978 г. в результате аварии на химическом заводе в городе Сучжоу в реку попали 28 тонн цианистого натрия. Этого количества достаточно, чтобы погибли 48 миллионов человек. Жертв удалось избежать (официально погибло всего 3 тыс. чел.) только благодаря активным действиям государственных служб, информированию населения и быстрому развертыванию необходимого снабжения из резервов. Кто и как всем этим будет заниматься в случае глобального ядерного удара? Зачем бомбить непосредственно города, если куда выгоднее атаковать куда более эффективные цели?
Я уже не говорю про такие цели как Йелоустоун или разлом Сан-Андреас. По расчетам специалистов, для инициации обоих достаточно «в нужное место» уронить всего по паре боеголовок средней мощности. И США, как государство, просто перестает существовать, а все его население в «верхней трети» территории страны гарантированно погибает в течение первых 6 — 8 часов. Аналогичная судьба ожидает все восточное побережье, которое уходит под воду, а волна цунами достанет по меньшей мере на 800 — 900 км вглубь суши. Здравствуй ядерная зима.
Мальчик просто не понимает, сколь сильно современный мир похож на пресловутый карточный домик и как легко он рушится удалением всего нескольких мелких фрагментов конструкции. Чтобы уничтожить цивилизацию не требуется даже сносить все города. Достаточно просто отменить электричество, а это всего чуть более полутора сотен целей. И все. Через сутки кончится свежая еда. Через трое суток — консервированная. Через неделю начнется массовый исход населения из мегаполисов, в которых перестанут работать канализация, водопровод, отопление.
Самой большой проблемой станет не радиация или риск заболеть раком когда-то в будущем, а буквально горы разлагающихся трупов, которые некому станет утилизировать. Что автоматом вернет к жизни такие сегодня сильно подзабытые угрозы, как, например, чума. Мальчик видимо не в курсе, что в Средневековье Черная смерть за три года в прямом смысле слова уничтожила более двух третей населения Европы, а целые регионы вымерли полностью. Без всяких ядерных ударов. Впрочем, наводнение в Новом Орлеане хорошо показало, сколь быстро современный мир скатывается в мрачный хоррор «каждый за себя, один Бог за всех» в котором человеческая жизнь не стоит вообще ничего.
Но все это далеко выходит за рамки мировосприятия автора, а что не укладывается в голове, то и не может существовать в реальности. Похоже у всеобщего глобального мира таки нашлась недокументированная темная сторона с побочными последствиями. Выросло несколько поколений в принципе не способных понять — как это, мы все умрем?! Да быть того не может, чтобы действительно все! Нет, кто-то, где-то, какой-нибудь миллиард, возможно и да, но чтобы жизнью рисковал буквально каждый, тем более лично я, нет, это все глупые сказки. Так не бывает.
Проблема заключается в том, что такие взгляды постепенно проникают в среду правящих политиков и начинают снижать степень адекватности их управленческих решений. Рядовые идиоты не опасаться ядерной войны могут. Именно потому, что они идиоты и от их взглядов ничего не зависит. Но когда идиотские взгляды заражают управленцев и последствия ядерной войны глупыми сказками начинают считать они, риск практической проверки этих «теоретических моделей» многократно увеличивается.